Мотоцикл - это поток информации. Часть 1.


В течение каждой поездки мотоциклист получает и обрабатывает большой объем информации. Информационный поток, подобно реке, постоянно течет навстречу райдеру. И чем быстрее скорость — тем интенсивнее этот поток.

Наш мозг, в чем-то, похож на компьютер: при увеличении нагрузки он начинает «тормозить», а при перегрузке может и вовсе «зависнуть» (Смотри статью «Стресс — это нормально»). А это, во время движения, смертельно опасно!

Обычно, мозг человека и его органы чувств не подготовлены к обработке такого потока информации. Поэтому, для того чтобы быть в таких условиях адекватным и эффективным, необходимо информацию эту структурировать, а а ее обработку оптимизировать.

В этой статье я хотел бы предложить мой вариант информационной структуры и того, как можно было бы с ней оптимально взаимодействовать.

Базовая гипотеза проста: то, что не изменяется в течение поездки (константа)— не требует нашего внимания, а то что меняется (переменная) — требует.

Оптимальная стратегия, таким образом, сводится к тому, чтобы перевести как можно больше переменных в константы и, таким образом, разгрузить наш мозг в течение поездки. Чаще всего, это достигается подготовкой «на берегу»: то есть, чем лучше мы подготовимся ДО поездки, тем меньше проблем нам придется решать будучи на ходу.

Итак, на что же может тратиться наше драгоценное внимание во время движения на мотоцикле?

1. Мотоцикл: его техническое состояние и управление

а) Техническое состояние мотоцикла

Если мотоцикл Неисправен, то во время движения приходится отслеживать эту неисправность и корректировать управление мотоцикла: учитывать постепенное падение давления в дырявом колесе, растянутую цепь, «кривой руль», помнить про неработающий «стопарь» или звуковой сигнал и т.д., и т.п.

Если мотоцикл полностью исправен, то он «константен», поэтому на его техническое состояние во время поездки можно не обращать внимания.

Понятно, что необходимо слушать звук мотора, чувствовать телом то, что происходит с мотоциклом во время движения, и следить за парой переменных: за уровнем топлива и температурой ДВС: но это все не сложно и не трудоемко.

Сделать техническое состояние мотоцикла «константой» на время езды — вполне в нашей власти: достаточно просто обслуживать его по регламенту и осматривать перед каждой поездкой (Смотри статью «Чему не учат в мотошколах. Часть 3»)

Резюме. Содержите мотоцикл в исправном состоянии, и он не будет отвлекать вас от более важных задач!

б) Управление мотоциклом

Если коротко, то что такое вождение:

  1. Наблюдение за окружающей средой;
  2. Наблюдение за состоянием транспортного средства;
  3. Соотнесение первого и второго;
  4. Внесение изменений в состояние транспортного средства, в соответствии с изменениями окружающей среды.

Пункт 4 — это и есть то «управление мотоциклом», о котором я пишу ниже.

В процессе движения мы:
- изменяем скорость,
- переключаем передачи,
- тормозим разными тормозами и способами,
- управляем направлением движения и т.д, и т.п.

Опытные мотоциклисты с большим «накатом» делают все это не думая ни секунды, т.к. у них уже сформировались устойчивые психо-моторные комплексы.

Начинающим мотоциклистам я настоятельно рекомендую на регулярных тренировках на конкретном мотоцикле довести до автоматизма свое взаимодействие с органами управления мотоцикла: вы не должны во время поездки вспоминать куда и как толкать руль, чтобы повернуть; где у мотоцикла тормоз, а где сцепление, или где задний тормоз, а где лапка переключения передач, и уж точно не путать их между собой

Резюме. Слейтесь с мотоциклом в одно целое, и вы перестанете думать о его управлении!

2. Дорога

а) Состояние дорожного покрытия

В России, это, к сожалению, переменная, причем непредсказуемая и требующая постоянного внимания.

Помимо огромных ям, можно попасть на свежий гудрон, строительный мусор, снятый асфальт, воду с моющими средствами, разлитое масло или топливо, скользкие железные листы, прикрывающие строительные ямы и т.п.

Особо следует отметить российскую разметку: при ее обновлении, обычно, краску-пластик не счищают, а накладывают год за годом на одно и то же место, в результате чего разметка превращается в небольшой, но очень скользкий бордюрчик.

Все эти сложные для проезда покрытия нужно заранее высматривать, определять, готовиться к проезду по ним или их объезду.
Эта переменная требует очень много внимания. И будет требовать всегда. Увы.

Резюме. В России, дорожное покрытие ВСЕГДА будет вашей головной болью!

б) Дорожная карта (карта маршрута)

Маршрут редко проходит по прямой и без пересечений другими дорогами. Прямые участки и их длительность, повороты и их крутизна, перекрестки, развязки, развороты, то есть план дороги на маршруте — это важные данные, которые необходимо учитывать при движении.

Если у вас такая есть возможность, то рекомендую посмотреть план маршрута заранее по бумажной или электронной карте — это поможет тратить меньше внимания в пути.

В зависимости от контекста, это может быть параметр может потребовать очень много внимания (например, поездка между районами Нью-Йорка), или не требовать совсем никакого (прямая междугородная трасса в Сибири).

Однако запомнить весь маршрут наизусть не всегда возможно. В таком случае хорошее знание знаков дорожного движения, разметки и умение «читать» информационные щиты — становятся большим подспорьем, так как они заранее предупреждают обо всех существенных изменениях топографии дороги.

Резюме. Уделяйте время предварительному просмотру предстоящего маршрута по карте, знайте на зубок разметку, знаки и информационные щиты, и тогда вы всегда будете ехать по уже знакомой дороге!

в) Состояние трафика

Трафик — это тоже, своего рода, часть карты маршрута, только динамическая.
Я бы сравнил трафик, с разновидностью препятствий на дороге.
Для разного типа трафика требуются разные скорости движения и разные способы управления мотоциклом.

С опытом накапливается репертуар оптимального поведения/управления в разных дорожных ситуациях. И это сильно прибавляет стабильности.

Однако, хотя бы теоретически, можно подготовиться к поездкам по городу, изучая посвященную этому учебную мотолитературу. (Бесплатно почитать учебную мотолитературу и посмотреть мото-фильмы можно ЗДЕСЬ)

3. Состояние райдера

а) Физическое состояние

Немаловажный параметр в системе "Водитель-Мотоцикл". При чем состояние райдера, как и у любого живого существа, разумеется, меняется.

Жара, холод, жажда, голод, усталость мышц (спины, рук), боли в теле или головная боль, сонливость или перевозбуждение — все это сильно влияет на вождение.

Однако в контексте недолгих (1-3 часа) поездок по городу и ближайшим пригородам по асфальту, физическое состояние можно считать, относительной константой.
Внимания требует, но, так скажем, в фоновом режиме.

Для путешествий и длительных поездок этот фактор уже потребует большего внимания: не довести себя до обезвоживания на жаре; вовремя поесть, чтобы голод не обрушился на вас в самый неподходящий момент; вовремя сходить в туалет, чтобы не оказаться по середине многочасовой пробки с переполненным мочевым пузырем; вовремя надеть утепление, чтобы не промерзнуть, или дождевик, чтобы не промокнуть; дать отдых рукам, чтобы были силы нажимать на рычаги и т.д., и т.п.

Резюме. Заботьтесь о себе, как о ребенке: кормите себя, поите, водите в туалет, раздевайте в жару и одевайте в холод. Тогда ваша «физиология» не будет вас отвлекать в дороге.

б) Психологическое состояние

Психологический настрой — очень важная переменная. Иногда, эмоциональная неустойчивость может свести на нет годы тренировок и создать существенные проблемы при вождении.

О том, какие чувства могут «накрыть» райдера на на дороге, почему это плохо, и как этого избегать вы можете прочитать в статье « Главная опасность для мотоциклиста - это он сам».

С опытом мы научаемся настраивать себя для оптимальной езды и перед поездкой, и в ее процессе. Но для новичков забота о своем психологическом состоянии требует значительного внимания.

Резюме. На мотоцикле — как в сексе: желательно ни на что больше не отвлекаться в процессе! )

4. Поведение конкретных водителей на дороге и взаимоотношения с ними

а) Совокупность транспортных средств на дороге - это трафик. Однако, монолитность траффика, как единого целого — это ошибочное восприятие.

В любой момент каждый из элементов этого целого может, без предупреждения, начать хаотично и нелогично перемещаться, пересекая нашу траекторию.

К сожалению, поведение конкретных водителей — это самая непредсказуемая переменная, на которую необходимо тратить очень много внимания.

С «накатом» вырабатываются свои алгоритмы и для этого. Появляется навык, так называемой, антиципации: умение «читать поток» и предвидеть развитие событий на дороге.

А пока своего опыта не накопилось, еще раз напоминаю про учебную мотолитературу ЗДЕСЬ.

Резюме. Будьте наблюдательны: мотоциклист думает и за себя, и за того парня!

б) Однако, мало только наблюдать за окружающими — с ними необходимо общаться.
И одно из обязательных правил вождения мотоцикла— заранее и своевременно сообщать о своих намерениях окружающим.

Нужно делать это всеми доступными способами: посредством световых и звуковых сигналов, знаков руками, своего расположения на дороге, а так же (и это очень важно!) логичным предсказуемым поведением.

До какой-то степени этот навык автоматизируется. Но особенно хорошо, если он ложится на благодатную почву общего воспитания. Если вы, в принципе, вежливый и внимательный к окружающим человек, значит и общение с соседями по дороге не станет для вас проблемой.

Предупредить поворотником о своем маневре — это как попросить разрешения пройти. А поднять руку или кивнуть головой, за то, что вам уступили проезд — это как сказать спасибо. Это точно лучше, чем просто молча растолкать плечами мешающих вам людей.

Для кого-то быть вежливым — это само собой разумеется. И тогда это не требует пристального к себе внимания. А кто-то привык жить «одиночкой», который «никому ничего не должен». Райдеры с таким настроем чаще рискуют попасть в сложные дорожные ситуации.

Резюме. Старайтесь разглядеть в машинах людей! Слепые, глухие, тупые, неповоротливые, по сравнению с вами, но все-таки — это люди. Поэтому общайтесь с ними по-человечески!

 
Продолжение темы: Мотоцикл - это поток информации. Часть 2.

Комментарии