Чему не учат в мотошколах - 3

Продолжаем серию статей про то, чему не учат в мотошколах.

На этот раз, речь пойдет о повседневном техосмотре. 

Для учеников мотошкол само собой разумеется, что мотоцикл заводится, что он заправлен бензином, что тормоза тормозят, руль рулится, колеса накачены и так далее. Технически исправный и готовый к эксплуатации мотоцикл - это одна из услуг, которую предоставляют ученикам мотошколы.

При этому вся техническая часть подготовки мотоциклов остается для них, так сказать, за кадром.

По моей статистике, только 1 ученик из 100 изъявляет желание принять участие в обслуживании своего учебного мотоцикла. И я всегда очень приветствую такую тенденцию. 

Минимальное понимание устройства мотоцикла и минимальные навыки по оценке его технического состояния являются обязательными для любого мотоциклиста, и перед каждым выездом необходимо проводить технический осмотр (ТО) мотоцикла. 

Официальное определение ТО звучит так: "Технический осмотр транспортных средств (техосмотр, ТО) — это проверка технического состояния транспортных средств, в том числе их частей и элементов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении."

Это определение абсолютно справедливо и для повседневного осмотра владельцами своих средств передвижения. Только, в этом случае, прибавляется контроль уровней всех используемых в мотоцикле жидкостей.

Итак, что же конкретно следует осматривать и проверять перед выездом.

1. Во-первых, я рекомендую осматривать пол под мотоциклом на стоянке.
Если под мотоциклом есть потеки и лужи каких-то жидкостей - значит, велика вероятность того, что они вытекли из мотоцикла. И если это окажется так, то мотоцикл с течью лучше не заводить и нужно осматривать уже сам мотоцикл, в поисках источника течи. 

2. Уровень масла в ДВС. 

Проверяется через прозрачное окошко или с помощью масляного щупа.

Если масла меньше, чем нужно, его обязательно нужно долить.

3. Уровень тормозной жидкости. 

Проверяется через окошко на бачке переднего тормоза на руле. Если жидкости мало, ее можно долить прямо в бачок.

4. Уровень охлаждающего антифриза. 

Проверяется, как правило, осмотром расширительного бачка под сиденьем или осмотром уровня антифриза непосредственно в радиаторе охлаждающей системы.

5. Уровень топлива. 

Иногда датчик врет на стоящем мотоцикле и адекватно показывает количество бензина только после начала движения. Поэтому иногда имеет смысл открыть люк бензобака и заглянуть в него непосредственно.

6. Давление в колесах: если мало - подкачать, если много - спустить.

При этом важно понимать, что давление разное в холодной резине и в разогретой солнцем и трением при движении. Как правило, это не существенная разница, которую обычный райдер не замечает.

7. Состояние электрооборудования: приборная доска, фонарь (фара), поворотники, стоп-сигнал - все это должно работать.

Если вы один и вам не видно, работает ли стоп-сигнал при нажатии на рычаг тормоза - поставьте хвост мотоцикла почти вплотную к какому-нибудь препятствию, и если стопарь сработает, то вам будет это видно по отраженному от этого препятствию красному отсвету.

8. При запуске двигателя обратите внимание на то, как он завелся и как звучит.

Если двигатель серьезно поврежден и звучит откровенно плохо - это услышит и поймет даже далекий от мототехники человек.

9. После начала движения, но до выезда на дорогу, следует легким нажатием последовательно проверить работоспособность обоих тормозов.

P.S. Для тех, кто захочет самостоятельно разобраться в устройстве мотоциклов, есть великолепный фундаментальный труд: книга Мэьтью Кумбса "Мотоциклы: устройство и принцип действия". Она абсолютно великолепна! 

Комментарии