Интересная статистика мото-ДТП и распространенные причины мото-аварий



  
Вождение мотоцикла не повышает ваши шансы попасть в ДТП, по сравнению с вождением автомобиля, но шансов погибнуть, или получить травму, даже при относительно несильных столкновениях, значительно больше.

У мотоциклистов больше вероятность получить серьезные или смертельные травмы головы, шеи, жизненно важных органов на уровне груди или брюшной полости.

Мне понравился статистический анализ, который сделал Департамент Транспорта Великобритании в 2015 году. Казалось бы - обычная статистика, но «угол зрения» очень полезный для понимания мото-уязвимостей и мото-рисков.
Цитаты из англоязычных источников будут выделяться курсивом.

Согласно статистике собранной в Великобритании в 2015 году:
- мотоциклы проезжают всего 1% от совокупного транспортного ежегодного пробега, но 21% смертей в ДТП приходится на мотоциклистов;
- мотоциклисты в 50 раз чаще автомобилистов подвергаются опасности погибнуть или серьезно травмироваться;
- мотоциклисты в 13 раз чаще автомобилистов травмируются в авариях, в принципе.

В половине всех мотоаварий виноваты автомобилисты.
И это только де-юре: т. е. официально признанные виноватыми автомобилисты. Де-факто, думаю, их еще больше.
Однако, стоит помнить о том, что «никто никому ничего не должен»: т. е. мотоциклисты сами должны заботиться о своей безопасности, а не ждать, что этим займутся окружающие.

Каждый третий автоводитель - участник ДТП с мотоциклистом - заявлял, что не видел мотоцикл непосредственно перед происшествием. Ночью, это распространяется на половину автоводителей.
Этого говорит о том, что мотоциклисты не заботились о том, чтобы быть заметными: располагались в слепой зоне, не использовали яркую или светоотражающую экипировку, не достаточно активно пользовались звуковыми и световыми сигналами... (Мы еще поговорим об этом аспекте в отдельной статье)

3 их 4 аварий, в которых автомобилист заявлял, что не видел мотоциклиста, произошли на перекрестках. 
Очень большой процент! Тактике прохождения перекрестков мы посвятим отдельные материалы.

Те, кто ездит в плохую погоду, больше рискуют попасть в аварию, даже если другие факторы учтены, и накоплен достаточный опыт. 

Увы, это тоже похоже на правду: есть физические процессы (например, держак резины на холодном асфальте или переохлаждение конечностей райдера) над которыми мы не имеем полной власти. Остается только осознавать эти риски и учитывать их при езде.

Опытные райдеры, которые прервали практику и вернулись к мотоезде в более зрелом возрасте, так же, в среднем, входят в группу риска, т. к. начинают практиковать на значительно более мощных мотоциклах, чем те, которые были у них в юности. 

Жизненный опыт дает многое. Обычно, взрослые и опытные люди более спокойно и ответственно относятся к подготовке для первых выездов и более сдержанно ведут себя на ДОП. Но навыки необходимо нарабатывать не в городе, а на тренировочных площадках.

Распространенные причины мотоциклетных аварий (так же из английской аналитики):

1. Неправильный скоростной режим.
Большинство мотоаварий происходят из-за несоответствия скорости и окружающей обстановки.

Заметьте: не из-за высокой скорости, как таковой, а именно из-за не соответствия скорости и ситуации! Как говорится в известной шутке: «Убивает не скорость, а резкая остановка».

Даже маленькая ошибка в виде неправильной скорости может привести к потере контроля.

И 20 км/ч может оказаться слишком большой скоростью для узкой улицы, заполненной пешеходами, двигающимися, в том числе, и по проезжей части. И 60 км/ч также может оказаться избыточной даже на прямой открытой магистрали, если вы устали, и ваше внимание рассеяно.

2. Автомобилисты, которые смотрят, но не видят: это когда автомобилист смотрит, но не видит приближение мотоциклиста и выскакивает на его траекторию. Чаще всего это происходит в городе и на низкой скорости.

Причин, по которым тот или иной автомобилист «ничего не видит с открытыми глазами», может быть много. Но этим же «синдромом зрячей слепоты», в равной степени, страдают и некоторые мотоциклисты. Этому феномену мы посвятили отдельный материал.

3. Потеря контроля в поворотах, угловых перекрестках и сельских дорогах.
Аварии в поворотах — это часто вина мотоциклиста. Эти аварии с большой вероятностью приводят к смерти, т. к. скорости таковы, что даже малейшая ошибка может повлечь за собой потерю контроля.

В Великобиритании, аварии на перекрестках составляют около 12% от всех мотоаварий: 7% при повороте направо, и 5% при повороте налево;
большинство происшествий приходится на незнакомые дороги, и 65% всех мото-смертей случаются за городом, включая неспровоцированные аварии (т. е. когда мотоциклист был один на дороге).

4. Ошибки при маневрировании мотоциклом, часто на малой скорости.

Этот тип аварий является следствием слабых навыков управления мотоциклом или потери концентрации и часто приводит к травмам, т. к. пилот падает с мотоцикла.

5. Обгон. Приблизительно в 1 из 8 ДТП мотоциклист совершал обгон непосредственно перед инцидентом (в Великобритании)

Комментарии