Стресс - это нормально!



Передвижение на мотоцикле - это огромное удовольствие! 
Но оно таким становится только после достижения определенного уровня мастерства.
Все, что происходит до этого, изрядно приправлено сильнейшим стрессом.
И важно прожить этот стрессовый период обучения без особых потерь для здоровья!
 
Для этого нужно, прежде всего, понять и принять то, что стресс, при обучении вождению мотоцикла - это нормально: бояться - это нормально; нервничать, ошибаться, "тормозить", "тупить", не понимать - это тоже все нормально.
 
Второе, что нужно понять.
Если вы хотите научиться эффективно действовать под давлением стресса, сначала необходимо научиться эффективно действовать без давления стресса. 
 
Я встречал на дорогах мотоциклистов, которые умели пользоваться только одним из тормозов (кто-то только задним, кто-то только передним); и таких, которые не знали что такое контрруление и как с его помощью можно войти в поворот; и таких, которые не знают, когда и почему нужно переходить на другие передачи; или таких, которые думают при экстренном торможении (уже смешно, правда?): "Каким тормозом лучше сейчас тормозить: задним или передним?"
 
Мотоциклист без базовых знаний и навыков будет перманентно пребывать в жесточайшем стрессе. А это и опасно, и вредно для здоровья.
 
То есть сначала нужно, в принципе, понять, "что такое хорошо, а что такое плохо", и до автоматизма отработать все правильные действия и операции в спокойной обстановке. Только после этого имеет смысл увеличивать стресс-нагрузку.



Третье. 
Реакции на стресс - это бессознательные реакции организма. Они не бывают хорошими или плохими, то есть не подлежат какой-то качественной или моральной оценке. Они просто есть, такие, какие они есть, и другими они не будут.
 
Тип реакции на стресс зависит от врожденных особенностей нервной системы конкретного человека, от воспитания, которое он получил в детском возрасте, от жизненного опыта, которые приобрел к моменту начала мото-обучения. 
Важно эти свои особенности знать и учитывать.
 
Нервная система тренируется, так же как и мышцы, и, как я уже сказал выше, начинать нужно с малого, постепенно увеличивая нагрузку. 
При этом, для того чтобы получать от тренировок максимальные пользу и удовольствие, важно найти к самому себе нужный подход и выбрать свой темп.

Если этого не сделать, то и развиваться куда-то дальше будет невозможно.
 
Если карлик будет пытаться делать вид, что он высоченный великан, и с этим ложным самоощущением начнет играть в баскетбол, то он испытает огромные проблемы.
 
Другое дело, когда карлик признает себя карликом, и постарается выжать из этого максимум преимуществ в баскетболе. 
Например, научится ловко проводить мяч между ногами высоких игроков или попытается компенсировать маленький рост развитием сверх-прыгучести и т.п.
 
Расписать все варианты реакций на стресс невозможно. 
Более того, у одного и того же человека они могут быть разными в разных ситуациях.
И если вы умеете ездить на мотоцикле, но никогда не попадали в пугающие вас или просто сложные ситуации, то вы не можете знать, как вы себя в них поведете.
И это знание себя придет только с опытом.

Ученые отметили три основных типа реакции на стресс:
- когда стресс мобилизует творчество и импровизацию;
- когда стресс отключает все, кроме автоматизированных действий;
- когда стресс парализует любую деятельность.

Например, под влиянием стресса, мотоциклист может:
- экстренно найти какой-то новый для себя прием, способ, тактику, которые позволят ему, например, избежать аварии;
- автоматически повторить то, что он отработал на тренировках и, таким образом, тоже избежать аварии;
- замереть, ничего не сделать и...тоже избежать аварии! )

Первые две - назовем их "творческая включенность" и "автоматическое действие" - это активные реакции. 
 
На мой взгляд, они самые эффективные. Но, поскольку все очень ситуативно, утверждать, что какая-то всегда лучше, а какая-то хуже нельзя.
 
Дело в том, что суетливое творчество на ходу далеко не всегда приводит к оптимальным решениям. 
Если человек что-то предпринимает в ответ на опасность - это хорошо. И творчество - это тоже хорошо, особенно, в нестандартных ситуациях.
Но новое решение, появившееся под влиянием стресса, далеко не всегда оказывается оптимальным.
 
Во-первых, не все такие крутые и креативные, как Чев Челиос из фильма "Адреналин".
Во-вторых, единственная эффективная стратегия вождения мотоцикла в городе направлена не на то, чтобы ловко выкручиваться из сложных ситуаций, а на то, чтобы никогда не попадать в сложные ситуации.

Поэтому на мотоцикле к хорошему результату чаще приводит стандартная, хорошо отработанная на тренировках схема, которая почти автоматически применяется без лишней суеты.
 
Последняя реакция - "замереть" - пассивная.
Ничего не делать, как правило, опаснее всего. 
"Замирание" ("замораживание", "ступор") - может быть вызвано разными причинами:
- страхом ("реакция испуга"); 
- торможением из-за перегрузки информацией; 
- рассеянностью или задумчивостью (когда человек, мысленно, не "здесь и сейчас"); 
- психо-неврологическими болезнями...
 
"Реакция испуга"
Это рефлекторная защитная реакция: плечи резко поднимаются вверх и напрягаются (голова "вжимается в плечи"), тело поворачивается в сторону пугающего объекта или явления. 
Далее, или следует какая-то реакция на опасность, или следует расслабление и возврат к обычной деятельности, если опасность сама по себе перестает угрожать. Но в первый момент, следует именно минутное "замораживание" от испуга.
 

Перегрузка информацией
Тут можно использовать сравнение с  "подвисанием" компьютора, когда у него перегружена оперативная память. Такое происходит, когда запущено множество приложений, которые потребляют слишком большое количество ресурсов.
 
 

Ученики в мотошколе описывают такое состояние, как "слишком много всего одновременно". 
И, в принципе, они правы: в нужной последовательности взаимодействовать со всеми органами управления, используя все четыре конечности, при этом правильно сидеть на мотоцикле в разные моменты движения, держать баланс, смотреть "куда надо" и т.п. - это действительно сложная деятельность! 
И совершенно нормально, если поначалу не получается все делать одновременно хорошо. 
 
"Мысли в облаках"
Потеря концентрации на том, что происходит здесь и сейчас - одна из главных опасностей для всех мотоциклистов, не зависимо от стажа и мастерства.
Происходить это может по очень разным причинам, а результат один - это потеря реальности. И, как следствие, невозможность адекватно на нее реагировать.
 
Неврологические заболевания
Например, абса́нс или пти маль — одна из разновидностей эпилептического приступа без падений в припадок.
Характеризуется внезапным кратковременным отключением сознания. Человек внезапно, без каких-либо предварительных предвестников, перестаёт двигаться, как бы каменеет. Взгляд устремлён перед собой, выражение лица не меняется. При этом больной на внешние раздражители не реагирует. Во время абсанса больной на вопросы не отвечает, его речь обрывается. Через несколько секунд нормальная психическая деятельность восстанавливается. Воспоминание об абсансе отсутствует, а потому для больного он остаётся незамеченным; больной продолжает прерванное движение. 
Такие заболевания редко остаются незамеченными родными, близкими и самим больным. Но в редчайших случаях, такое тоже может произойти.
И, очевидно, за руль человеку с таким недугом садиться нельзя категорически.

Вождение мотоцикла не терпит крайностей: резкости-заторможенности, суеты-задумчивости, упрямства-мягкотелости и, в общем, является проверкой психики на способность длительное время удерживать концентрацию и равновесие. 
 
И в конце концов - это всегда поиск баланса. Просто для каждого человека, находящегося в конкретной объективной ситуации, он будет своим.
 
Поэтому важно не перегнуть палку с "самосовершенствованием".
Человек приходит в мотошколу уже взрослым и сформировавшимся: со своим индивидуальным жизненным опытом, убеждениями, психологическими особенностями, которые не всегда благоприятно сочетаются с реалиями мото-жизни. 
Не стоит резко "ломать" себя, заставляя себя любой ценой перебарывать, например, какие-то страхи. 
Мы все имеем право быть такими, какие мы есть. Можно только терпеливо и не торопясь изучать себя и искать компромиссы.
 
По моему опыту, любой человек (если он физически и психически здоров) может эффективно и безопасно научиться водить мотоцикл. Но у всех это займет разное время и потребует разных усилий.

Комментарии