Техники падения с мотоцикла

Все техники управления и навыки мотоциклистов направленны на то, чтобы двигаться и сохранять контроль на двух колесах.
Поэтому тема падений на столько не популярна и так пугает, что некоторые люди отказываются ее даже обсуждать, считая это плохой приметой.

Однако, как говорится, «Из песни слов не выкинешь» и «Не падал только тот, кто не ездил». Да и в приметы я не верю. 

В этой связи, в рамках темы физического развития мотоциклистов (первую статью в этой теме можно почитать ЗДЕСЬ), я бы хотел поделиться своими размышлениями о падениях с мотоцикла.

Сразу оговорюсь, что речь пойдет не о "сэйвах", то есть тех ситуациях, когда мотоцикл еще «на грани», и падения еще можно избежать. Я хочу обсудить именно сами падения и то, как минимизировать ущерб от них. 

Ниже будут демонстрироваться видео-ролики с разными инцидентами. Пожалуйста, отнеситесь к ним и не как к "страшилкам" из желтой прессы, и не как к развлекательному контенту, который просматривают с попкорном и ощущением "со мной такого произойти не может".

Относитесь к роликам с авариями, как к учебным материалам: наблюдайте, слушайте, вспоминайте, обобщайте, делайте выводы, прикидывайте на себя - только такой интеллектуально активный (в отличии от чисто эмоционального) просмотр помогает учиться на чужих ошибках.

Все падения с мотоцикла можно разделить на четыре условных типа:

1. Типа Лоусайд или «скользячка»

Это когда мотоцикл соскальзывает в сторону, падает на бок и продолжает скользить вперед на боку.

Мотоциклист при этом тоже, как правило, падает на бок и скользит, на боку или спине, вместе с мотоциклом или отдельно от него.

 

 

2. Типа Хайсайд или «выкидывание из седла» вверх (и в сторону)

Ощущения, как на аттракционе «Механический бык родео».

Очень опасный финт, состоящий из двух движений мотоцикла: с начала заднее колесо теряет зацеп, начинает скользить (идет юзом) и мотоцикл наклоняется, а затем, заднее колесо находит зацеп и мотоцикл резко выпрямляется.

При резком выпрямлении мотоцикла из наклона, он придает седоку очень сильный импульс, и выстреливает им «вверх и в сторону». 

В большинстве случаев, мотоциклисту не удается удержаться в седле, он подлетает в воздух, отрывается от мотоцикла и летит по сложной траектории до земли.

 

 

3. Падение типа стоппи: вперед через руль (с мотоциклом или без)

По ощущению: вы бежите, а вам подставляют подножку.

Если при движении по прямой слишком резко затормозить передним тормозом, колесо заблокируется (перестанет вращаться), остановится, а мотоцикл с седоком по инерции продолжит двигаться вперед и вверх, опираясь на пятно контакта переднего колеса, как на ось вращения.

В результате, мотоциклист может улететь тремя способами:

- отпустить руки и ноги и "выпрыгнуть рыбкой" вперед над рулем;

- отпустить ноги, но до последнего держаться руками за грипсы руля: тогда он пролетит вперед и, скорее всего, перевернется на спину;

- ухватиться и руками и ногами за мотоцикл. Тогда он перевернется вперед вместе с мотоциклом, и тот его накроет сверху.

 

Крайний вариант падения этого типа - когда мотоцикл врезается в какое-то препятствие, и мотоциклист "катапультируется" вперед через руль. 

 

 

4. Падения типа вилли: навзничь назад (с мототоциклом или без)

По ощущению, приблизительно, как если вы поскальзываетесь на льду: ноги проскальзывают вперед, а верхняя часть тела откидывается назад.

Это происходит, как правило, при совмещении двух обстоятельств: неправильной посадки на мотоцикле (слишком близок к заднему колесу) и слишком резкого открытия газа.

При таком падении возможны два варианта: падение назад без мотоцикла и переворачивание назад вместе с мотоциклом, который накрывает сверху мотоциклиста.

 

 

При падениях с мотоцикла я бы рекомендовал придерживаться нескольких базовых принципов.

1. Если началось падение и надежды на спасение нет, нужно бросить мотоцикл и перестать за него цепляться.

Верно понять, что этот момент настал, не всегда возможно. Поэтому, в большинстве случаев, райдеры, как капитаны на тонущем судне, до последнего момента цепляются за мот и руками и ногами. Кто-то действительно борется до последнего, а у кого-то это просто панический хватательный рефлекс. 

Я для себя выбрал противоположенную тактику: если что-то однозначно пошло не так и падение неминуемо - спрыгивать с мотоцикла максимально удобным для себя способом, пока я еще могу контролировать свое тело (иногда, при маленькой скорости, удается даже соскочить на ноги и пробежать вперед, не падая).   

На земле тоже, желательно разъединиться с мотоциклом: при перелете вперед через руль, желательно укатиться вперед подальше от него, при падении назад или на бок в сколзячку, желательно "не догнать" мотоцикл, т.е. остановиться раньше и т.п.

Во-первых, мотоцикл железный и тяжелый: он может упасть на мотоциклиста, или ударить его во время скольжения; о выхлопную систему можно обжечься; или можно случайно попасть рукой или ногой в крутящееся колесо, цепь, звезду…

Во-вторых, почти всегда из мотоцикла после падения вытекает бензин. И, очень редко, но бывает, что бензин этот воспламеняется. 

2. Сохраняйте присутствие духа! 

Если после инцидента вы в сознании, значит вы способны что-то менять для себя к лучшему. 

Поэтому просто переключитесь с одной водительской задачи на другую. Только теперь задачей будет не управление мотоциклом, а управление собственным телом, для минимизации травм.

Разумеется, сознание не способно полноценно мыслить на таких скоростях, а вот тело способно. 

Рефлексы, которые вы наработаете на тренировках (см.ниже) обязательно помогут в такие моменты.

3. Как метко заметил Джереми Кларксон, убивает не скорость, а резкая остановка.

Во время поездки на мотоцикле, тело мотоциклиста приобретает какую-то скорость и какое-то направление движения.

После падения, уже лежа на асфальте, тело мотоциклиста, по инерции, стремится продолжить это движение. В большинстве случаев в том же направлении.

И этому не следует препятствовать. По большому счету, с этим вообще ничего не нужно делать: нужно расслабиться и позволить себе остановиться естественным образом, и ничего не предпринимать, пока движение не прекратится: нельзя себя грубо тормозить, нельзя пытаться встать и т.п.

Добиться этого можно только двумя способами: катиться или скользить, позволяя силе трения постепенно снижать вашу скорость.

Разумеется, экипировка, особенно шлем, не способствуют, например, кувыркам через плечо или голову. Однако, можно пытаться вращаться в другой плоскости — не поперек, а вдоль оси тела. Или - чтобы не воткнуться головой в асфальт - сгруппироваться, сделать хотя бы один кувырок, прийти на спину, и дальше скользить на защите спины.

4. Группировка. 

Для того чтобы свободно катиться или скользить, необходимо сгруппироваться.

В каком-то смысле, телу необходимо придать округлую форму, то есть, необходимо, добиться того, чтобы «нигде ничего не торчало»: голову прижать к груди, плечи ссутулить, руки согнуть в локтях и расположить перед грудью, локти прижать к телу, ноги согнуть в коленях, а колени соединить и прижать к животу. Как вариант, можно предплечьями прикрыть голову.

Разумеется, группировка в спортивном костюме в гимнастическом зале и группировка в фул-экипе на асфальте будут сильно отличаться по субъективным ощущениям. Но в принципе, от этого ничего не меняется.

Просмотрите еще раз видео-ролики: в тех эпизодах, где упавший райдер пытался остановить свое движение, выставляя руки или ноги против движения, или просто хаотично ими размахивал - везде это вызывало только еще большие проблемы. 

5. Не вставать сразу после падения!

После падения и остановки скольжения не спешите садиться или вставать. По большому счету, не нужно вообще активно шевелиться. 

Спокойно лежите, прислушиваясь к ощущениям в теле и последовательно тестируя его микро-движениями, начиная с самых мелких мышц и суставов. 

(Разумеется, это не универсальная рекомендация. Если падение произошло, например, ночью на неосвещенной междугородной трассе, то, без вариантов, с проезжей части нужно убраться как можно скорее любой ценой: хоть ползком)

 

Где и как можно наработать навыки правильных падений и группировки?

Я посещаю для этого гимнастический зал и батут и беру там занятия у  индивидуального тренера.

Очень грубо говоря, перед собой (и тренером) можно поставить следующие задачи:

- полет-кувырок (с разбега или с батута) вперед с группировкой, с последующим приходом на спину или переходом в следующий кувырок, или с переходом в качение вдоль продольной оси тела; 

- опорные прыжки на гимнастической дорожке или через снаряды, с приходом на ноги и в кувырок или вращение;

- падения назад на спину; или "плашмя" лицом вниз; или на бок - все с осуществлением гимнастической страховки руками с разных высот; 

- дорожка кувырков в перед с группировкой, с опорой на руки или с опорой на одно плечо;

- дорожка кувырков назад с группировкой, с опорой на руки или через плечо;

Для общего развития так же хороши любые упражнения на батуте и гимнастической дорожке.

В любом случае, регулярное посещение гимнастического зала, я уверен, пойдет только на пользу здоровью и принесен много радости и новых ярких впечатлений! 

P.S. Разумеется, я не исчерпал все комбинации и варианты инцидентов, которые могут произойти с мотоциклистами. И выйти из сложного положения можно самыми разными способами.

Например, таким

Комментарии