Все техники управления и навыки мотоциклистов направленны на то, чтобы двигаться и сохранять контроль на двух колесах.
Поэтому тема падений на столько не популярна и так пугает, что некоторые люди отказываются ее даже обсуждать, считая это плохой приметой.
Однако, как говорится, «Из песни слов не выкинешь» и «Не падал только тот, кто не ездил». Да и в приметы я не верю.
В этой связи, в рамках темы физического развития мотоциклистов (первую статью в этой теме можно почитать ЗДЕСЬ), я бы хотел поделиться своими размышлениями о падениях с мотоцикла.
Сразу оговорюсь, что речь пойдет не о "сэйвах", то есть тех ситуациях, когда мотоцикл еще «на грани», и падения еще можно избежать. Я хочу обсудить именно сами падения и то, как минимизировать ущерб от них.
Ниже будут демонстрироваться видео-ролики с разными инцидентами. Пожалуйста, отнеситесь к ним и не как к "страшилкам" из желтой прессы, и не как к развлекательному контенту, который просматривают с попкорном и ощущением "со мной такого произойти не может".
Относитесь к роликам с авариями, как к учебным материалам: наблюдайте, слушайте, вспоминайте, обобщайте, делайте выводы, прикидывайте на себя - только такой интеллектуально активный (в отличии от чисто эмоционального) просмотр помогает учиться на чужих ошибках.
Все падения с мотоцикла можно разделить на четыре условных типа:
1. Типа Лоусайд или «скользячка»
Это когда мотоцикл соскальзывает в сторону, падает на бок и продолжает скользить вперед на боку.
Мотоциклист при этом тоже, как правило, падает на бок и скользит, на боку или спине, вместе с мотоциклом или отдельно от него.
2. Типа Хайсайд или «выкидывание из седла» вверх (и в сторону)
Ощущения, как на аттракционе «Механический бык родео».
Очень опасный финт, состоящий из двух движений мотоцикла: с начала заднее колесо теряет зацеп, начинает скользить (идет юзом) и мотоцикл наклоняется, а затем, заднее колесо находит зацеп и мотоцикл резко выпрямляется.
При резком выпрямлении мотоцикла из наклона, он придает седоку очень сильный импульс, и выстреливает им «вверх и в сторону».
В большинстве случаев, мотоциклисту не удается удержаться в седле, он подлетает в воздух, отрывается от мотоцикла и летит по сложной траектории до земли.
3. Падение типа стоппи: вперед через руль (с мотоциклом или без)
По ощущению: вы бежите, а вам подставляют подножку.
Если при движении по прямой слишком резко затормозить передним тормозом, колесо заблокируется (перестанет вращаться), остановится, а мотоцикл с седоком по инерции продолжит двигаться вперед и вверх, опираясь на пятно контакта переднего колеса, как на ось вращения.
В результате, мотоциклист может улететь тремя способами:
- отпустить руки и ноги и "выпрыгнуть рыбкой" вперед над рулем;
- отпустить ноги, но до последнего держаться руками за грипсы руля: тогда он пролетит вперед и, скорее всего, перевернется на спину;
- ухватиться и руками и ногами за мотоцикл. Тогда он перевернется вперед вместе с мотоциклом, и тот его накроет сверху.
Крайний вариант падения этого типа - когда мотоцикл врезается в какое-то препятствие, и мотоциклист "катапультируется" вперед через руль.
4. Падения типа вилли: навзничь назад (с мототоциклом или без)
По ощущению, приблизительно, как если вы поскальзываетесь на льду: ноги проскальзывают вперед, а верхняя часть тела откидывается назад.
Это происходит, как правило, при совмещении двух обстоятельств: неправильной посадки на мотоцикле (слишком близок к заднему колесу) и слишком резкого открытия газа.
При таком падении возможны два варианта: падение назад без мотоцикла и переворачивание назад вместе с мотоциклом, который накрывает сверху мотоциклиста.
При падениях с мотоцикла я бы рекомендовал придерживаться нескольких базовых принципов.
1. Если началось падение и надежды на спасение нет, нужно бросить мотоцикл и перестать за него цепляться.
Верно понять, что этот момент настал, не всегда возможно. Поэтому, в большинстве случаев, райдеры, как капитаны на тонущем судне, до последнего момента цепляются за мот и руками и ногами. Кто-то действительно борется до последнего, а у кого-то это просто панический хватательный рефлекс.
Я для себя выбрал противоположенную тактику: если что-то однозначно пошло не так и падение неминуемо - спрыгивать с мотоцикла максимально удобным для себя способом, пока я еще могу контролировать свое тело (иногда, при маленькой скорости, удается даже соскочить на ноги и пробежать вперед, не падая).
На земле тоже, желательно разъединиться с мотоциклом: при перелете вперед через руль, желательно укатиться вперед подальше от него, при падении назад или на бок в сколзячку, желательно "не догнать" мотоцикл, т.е. остановиться раньше и т.п.
Во-первых, мотоцикл железный и тяжелый: он может упасть на мотоциклиста, или ударить его во время скольжения; о выхлопную систему можно обжечься; или можно случайно попасть рукой или ногой в крутящееся колесо, цепь, звезду…
Во-вторых, почти всегда из мотоцикла после падения вытекает бензин. И, очень редко, но бывает, что бензин этот воспламеняется.
2. Сохраняйте присутствие духа!
Если после инцидента вы в сознании, значит вы способны что-то менять для себя к лучшему.
Поэтому просто переключитесь с одной водительской задачи на другую. Только теперь задачей будет не управление мотоциклом, а управление собственным телом, для минимизации травм.
Разумеется, сознание не способно полноценно мыслить на таких скоростях, а вот тело способно.
Рефлексы, которые вы наработаете на тренировках (см.ниже) обязательно помогут в такие моменты.
3. Как метко заметил Джереми Кларксон, убивает не скорость, а резкая остановка.
Во время поездки на мотоцикле, тело мотоциклиста приобретает какую-то скорость и какое-то направление движения.
После падения, уже лежа на асфальте, тело мотоциклиста, по инерции, стремится продолжить это движение. В большинстве случаев в том же направлении.
И этому не следует препятствовать. По большому счету, с этим вообще ничего не нужно делать: нужно расслабиться и позволить себе остановиться естественным образом, и ничего не предпринимать, пока движение не прекратится: нельзя себя грубо тормозить, нельзя пытаться встать и т.п.
Добиться этого можно только двумя способами: катиться или скользить, позволяя силе трения постепенно снижать вашу скорость.
Разумеется, экипировка, особенно шлем, не способствуют, например, кувыркам через плечо или голову. Однако, можно пытаться вращаться в другой плоскости — не поперек, а вдоль оси тела. Или - чтобы не воткнуться головой в асфальт - сгруппироваться, сделать хотя бы один кувырок, прийти на спину, и дальше скользить на защите спины.
4. Группировка.
Для того чтобы свободно катиться или скользить, необходимо сгруппироваться.
В каком-то смысле, телу необходимо придать округлую форму, то есть, необходимо, добиться того, чтобы «нигде ничего не торчало»: голову прижать к груди, плечи ссутулить, руки согнуть в локтях и расположить перед грудью, локти прижать к телу, ноги согнуть в коленях, а колени соединить и прижать к животу. Как вариант, можно предплечьями прикрыть голову.
Разумеется, группировка в спортивном костюме в гимнастическом зале и группировка в фул-экипе на асфальте будут сильно отличаться по субъективным ощущениям. Но в принципе, от этого ничего не меняется.
Просмотрите еще раз видео-ролики: в тех эпизодах, где упавший райдер пытался остановить свое движение, выставляя руки или ноги против движения, или просто хаотично ими размахивал - везде это вызывало только еще большие проблемы.
5. Не вставать сразу после падения!
После падения и остановки скольжения не спешите садиться или вставать. По большому счету, не нужно вообще активно шевелиться.
Спокойно лежите, прислушиваясь к ощущениям в теле и последовательно тестируя его микро-движениями, начиная с самых мелких мышц и суставов.
(Разумеется, это не универсальная рекомендация. Если падение произошло, например, ночью на неосвещенной междугородной трассе, то, без вариантов, с проезжей части нужно убраться как можно скорее любой ценой: хоть ползком)
Где и как можно наработать навыки правильных падений и группировки?
Я посещаю для этого гимнастический зал и батут и беру там занятия у индивидуального тренера.
Очень грубо говоря, перед собой (и тренером) можно поставить следующие задачи:
- полет-кувырок (с разбега или с батута) вперед с группировкой, с последующим приходом на спину или переходом в следующий кувырок, или с переходом в качение вдоль продольной оси тела;
- опорные прыжки на гимнастической дорожке или через снаряды, с приходом на ноги и в кувырок или вращение;
- падения назад на спину; или "плашмя" лицом вниз; или на бок - все с осуществлением гимнастической страховки руками с разных высот;
- дорожка кувырков в перед с группировкой, с опорой на руки или с опорой на одно плечо;
- дорожка кувырков назад с группировкой, с опорой на руки или через плечо;
Для общего развития так же хороши любые упражнения на батуте и гимнастической дорожке.
В любом случае, регулярное посещение гимнастического зала, я уверен, пойдет только на пользу здоровью и принесен много радости и новых ярких впечатлений!
P.S. Разумеется, я не исчерпал все комбинации и варианты инцидентов, которые могут произойти с мотоциклистами. И выйти из сложного положения можно самыми разными способами.
Например, таким
Комментарии
Отправить комментарий