Физическое развитие мотоциклиста

Про мотогонщиков говорят, что они подобны кенгуру: очень сильные и выносливые ноги, мощная спина и хилые руки. Доля правды в этом есть (хотя, в мотокроссе, например, и руки занимают не последнее место): необходимость крепких ног, мышц кора и спины для мото-спорта очевидна.

Но я уверен в том, что хорошая физическая форма необходима любому мотоциклисту.

Во-первых, на мотоцикл нужно сесть, а для этого нужно суметь поднять ногу (ну хотя бы колено) на уровень седла. Если мотоцикл высокий, мотобот громоздкий и тяжелый, экип сидит плотно - эта задача может оказаться трудновыполнимой. Поэтому желательно иметь минимальную растяжку, здоровые тазобедренные суставы и крепкие мышцы. 

Во-вторых, мы держимся за мотоцикл ногами, используя мышцы бедер и голеней: коленями - за бак, ступнями - за подножки; а верхнюю часть тела поддерживаем в вертикальном положении (или двигаем ею) с помощью мышц кора и спины. Все эти мышцы испытывают серьезные нагрузки в процессе движения, во всех ситуациях удерживая нас на мотоцикле. Благодаря этому создается база для правильной посадки, при которой плечи и руки у нас расслабленны, и мы не используем руль в качестве точки опоры в поворотах, при разгоне и торможении и т.п. 

Расслабленные руки также позволяют точнее и тоньше контролировать органы управления мотоцикла, расположенные на руле, и осуществлять контролируемое контрруление.

В-третьих, "не всем очевидные" мышцы шеи тоже являются важным элементом мотовождения.

Шея испытывает постоянные нагрузки при езде на мотоцикле: при разгоне и торможении, при сильном воздушном потоке, во время мониторинга траекторий, при осмотре слепых зон и т.п. Да и просто многочасовое ношение шлема на голове, само по себе, уже создает нагрузку на мышцы, связки, позвонки. Т.е. шею нужно грамотно укреплять.

Правда тут, как и во всей мото-жизни, важен баланс: шея должна быть, одновременно, и крепкой, и подвижной. Для соблюдения правильной траектории в крутом повороте или при проверке слепых зон перед перестроением приходится не просто "скашивать глаза": нужно быстро поворачивать голову. А для этого приходится довольно сильно и быстро скручивать шею.

И, наконец, в-четвертых, хороший мышечный корсет и гибкость дают больше шансов уцелеть при падениях. 

Кстати, правильно падать с мотоциклом или с мотоцикла - это тоже важные навыки, которым необходимо сознательно и систематически обучаться (Подробнее почитать про техники падения с мотоцикла можно ЗДЕСЬ)

В интернете огромное количество доступной и качественной информации по тренировкам: каждый сейчас может самостоятельно составить для себя гармоничный и посильный комплекс физического развития или поддержания хорошей формы.

Каких-то конкретных упражнений описывать тут не буду, но хотел бы сделать несколько замечаний общего порядка, на основании своего опыта.

1. Большой объем мышц может привести к ограничению подвижности. Если вы выбрали мотоциклетный образ жизни, я бы не рекомендовал "перекачиваться".

2. Укрепляйте суставы, связки, сухожилия. Регулярно практикуйте стретчинг - упражнения на растяжку и гибкость. 

3. Для мото-жизни, выносливость важнее взрывной силы. Отдавайте предпочтение соответствующим упражнениям.

4. Не пренебрегайте кардио! Практикуйте и монотонные, и интервальные кардио-тренировки. 

5. Необходимость развития вестибулярного аппарата для мото-жизни очевидна. Тренируйтесь на баланс-борде и bosu (полусфере). Совмещайте упражнения на баланс и выносливость. 

6. Старайтесь проводить тренировки на свежем воздухе круглый год и в любую погоду. Помните, что ездить вы будете не по спортзалу, а по улице, поэтому целесообразнее регулярно практиковать outdoor workout.

7. Практикуйте какой-нибудь мото-спорт, а лучше все доступные виды, круглый год. Даже редкие, но регулярные тренировки джимханы, ШКГ, мини-мото, мотокросса позволят вам поддерживать и физические и ментальные навыки на хорошем уровне.

(Кстати, вело-спорт тоже немало прибавляет и "физухи", и понимания "двухколесных процессов управления", и практики передвижения по городу)

8. Отрабатывайте не только приемы управления мотоциклом, но и развивайте свою психомоторику другими способами. Бокс, теннис, игра на барабанной установке, даже рисование - эти, и подобные им, деятельности требуют сосредоточенности,  скоординированности, заставляют нас наблюдать, делать выводы, точно телесно реагировать. Все это бесценные навыки для мотоциклиста.

В общем, будьте здоровы и гармоничны! Это вам пригодится не только для управления мотоциклом.

Комментарии