Статистика гласит: ошибки водителей является самой распространенной причиной ДТП. И пилоты мотоциклов, в этом вопросе, не исключение.
При этом, важно понимать, что ошибочные действия — это результат сложного процесса, который состоит из нескольких последовательных этапов:
- наблюдение - получение информации;
- интерпретация — анализ и понимание полученной информации;
- выводы/решения — применение усвоенной информации к конкретному контексту;
- действие/бездействие — физическое воплощение принятых решений.
- наблюдение - получение информации;
- интерпретация — анализ и понимание полученной информации;
- выводы/решения — применение усвоенной информации к конкретному контексту;
- действие/бездействие — физическое воплощение принятых решений.
Ошибиться можно на каждом из перечисленных этапов. Но начинается все с наблюдения.
Будучи на мотоцикле, наблюдать нужно не только за окружающим миром, но и за сами собой: за своими физическим и эмоционально-психологическим состояниями.
Пример №1
Пример №1
Получение информации
Мотоциклист напряженно работал весь день. Перед тем, как отправиться домой, почувствовал голод и вспомнил, что весь день ничего не ел.
«Поеду побыстрее!» - думает мотоциклист,...
Обработка информации
...оценивает траффик и понимает, что, из-за пробок, поездка до дома может занять не 10-15 минут, как обычно, а 60 минут. Он знает, что голод делает его очень нетерпимым и раздражительным, оценивает степень своего голода и...
Принятие решения
...принимает решение поужинать в ближайшем ресторане, переждать пробки и поехать домой позднее.
...принимает решение поужинать в ближайшем ресторане, переждать пробки и поехать домой позднее.
Разумно? Безусловно!
Но, как ни удивительно, далеко не все могут своевременно обратить внимание на свой голод, жажду, усталость, сонливость и т.п.
Но, как ни удивительно, далеко не все могут своевременно обратить внимание на свой голод, жажду, усталость, сонливость и т.п.
Очень часто нормальная чувствительность к своим физиологическим потребностям нарушается по тем или иным причинам.
Пример №2
Пример №2
Получение информации
Мотоциклист собирается в поездку.
В какой-то момент, он осознал, что надевал экип около 30 минут, вместо обычных 10-15-ти.
После этого, на полпути до стоянки, он вспомнил, что забыл ключи и документы: пришлось за ними вернуться.
После начала движения, он понимает, что забыл снять охранный замок с тормозного диска.
После этого, на полпути до стоянки, он вспомнил, что забыл ключи и документы: пришлось за ними вернуться.
После начала движения, он понимает, что забыл снять охранный замок с тормозного диска.
Обработка информации
Вспомнив все происшедшее, мотоциклист предполагает, что с ним сегодня «что-то не так» и оценивает, на сколько сложный и долгий предстоит маршрут, так ли уже необходимо ехать, и так ли уже хочется.
Принятие решения
Если маршрут долгий и сложный, ехать не обязательно и не очень хочется, то можно просто вернуться обратно, или поехать на такси.
Если, в любом случае, необходимо выехать на мотоцикле, то стоит делать это полностью сосредоточившись на вождении, наблюдая за своим состоянием и корректируя стиль вождения в сторону меньшего риска.
Справедливости ради, нужно заметить, что объективно оценить своё собственное состояние иногда очень сложно. Поэтому, в каких-то случаях, стоит пообщаться с кем-нибудь: позвонить другу, члену семьи и т.п.
Если маршрут долгий и сложный, ехать не обязательно и не очень хочется, то можно просто вернуться обратно, или поехать на такси.
Если, в любом случае, необходимо выехать на мотоцикле, то стоит делать это полностью сосредоточившись на вождении, наблюдая за своим состоянием и корректируя стиль вождения в сторону меньшего риска.
Справедливости ради, нужно заметить, что объективно оценить своё собственное состояние иногда очень сложно. Поэтому, в каких-то случаях, стоит пообщаться с кем-нибудь: позвонить другу, члену семьи и т.п.
На психо-физиологические процессы мотоциклиста могут влиять и очень индивидуальные подсознательные факторы. Например, какие-то давние психологические травмы. Они могут актуализироваться, если происходящие сейчас события чем-то напоминают прошлый травматический опыт.
Пример №3
По моему личному опыту, опыту работы мотоинструктором и по опыту работы моих коллег, могу ответственно утверждать: любое ДТП - это стресс, который оставляет след в человеке.
Тот, кого снесли с боку - будет подсознательно бояться машин, приближающихся с боку: причем, именно с той стороны, с которой в него въехали. Тот, кто въехал во внезапно затормозивший впереди автомобиль - будет остро реагировать на стоп-сигналы. Тот, в кого въехали сзади - будет постоянно поглядывать в зеркала.
Так устроена психика: все сильные переживания оставляют в ней след.
Иногда, это осознается человеком. И тогда можно с этим или как-то уживаться, или специально тренироваться, чтобы избавиться от этих следов.
Но чаще человек думает, что "все прошло без следа". Однако, со стороны можно заметить, что один "не любит перекрестков", другой "не любит за кем-то ехать", а третий "не любит, когда за ним кто-то пристраивается". И эти водители начинают подстраивать свою манеру езды под эти свои особенности.
На первый взгляд - это "безобидные чудачества". Но, на самом деле, - это следы травм, которые не только осложняют жизнь, но и препятствуют адекватному восприятию окружающего мира. А это уже опасно. Особенно за рулем мотоцикла.
Поэтому я настоятельно рекомендую наблюдать за собой: своими привычками и манерами за рулем, регулярно их пересматривать и корректировать. В этом очень помогают регулярные тренировки под руководством хорошего мото-инструктора.
Можно тренироваться с кем-то на площадке. А можно попросить инструктора с камерой на шлеме просто поездить за вами в течение часа-полутара по городу. Хороший специалист обязательно заметит ваши индивидуальные особенности, а видеозапись поможет их проанализировать.
Пример №4
Мотоциклист положил шлем на землю и попал в этот день в ДТП.
После этого он уверовал в расхожую примету и никогда после этого шлем на землю не кладет.
И однажды кто-то случайно опять положил его шлем на землю.
После этого мотоциклист весь день вспоминал плохую примету, ожидал ДТП, с трудом
мог сосредоточиться.
И, разумеется, все это ухудшало его вождение, в следствии чего он чаще попадал в
какие-то сложные ситуации: а это еще больше подкрепляло его в
суеверии.
В каком-то смысле, такой человек сам "притягивает к себе проблемы", но не в мистическом смысле, а в абсолютно реалистическом: он просто начинает вести себя на дороге неадекватно. При этом причины происходящего он видит в чем угодно, только не в себе.
Если человек объясняет происходящие с ним события не своими поступками и объективными причинам, а приметами и потусторонними «силами» - значит он находится в серьезной опасности, т. к. у него нарушена объективная причинно-следственная картина мира (попросту говоря, у него легкая форма бреда).
Если человек объясняет происходящие с ним события не своими поступками и объективными причинам, а приметами и потусторонними «силами» - значит он находится в серьезной опасности, т. к. у него нарушена объективная причинно-следственная картина мира (попросту говоря, у него легкая форма бреда).
Часто, эта форма легкого помешательства ложится на характерологические особенности: такие люди не только за рулем, но и во всех жизненных ситуациях склонны перекладывать с себя ответственность за
происходящее.
Если базовая позиция
мотоциклиста: "Виноват кто угодно (что угодно), только не я" - это создает серьезное препятствие для развития навыков
вождения мотоцикла.
Пример №5
Пример №5
Друг мотоциклиста попал в серьезное ДТП.
После этого мотоциклист стал задумываться о рисках, своих приоритетах в жизни, "смысле мотоциклизама" и смысле жизни вообще. Эти мысли возникали каждый раз и при вождении мотоцикла.
Не знаю, как другим, а лично мне философские размышления мешают эффективно водить мотоцикл. Я предпочитаю разбираться со смыслом жизни (на сколько с ними вообще возможно "разобраться") в другой ситуации.
За рулем я, буквально, как трава - просто живу, просто дышу, просто еду. И просто радуюсь происходящему. Никаких рефлексии и самокопания!
Может быть, конкретно тому человеку, которого я описал выше, действительно лучше прекратить мото-жизнь. Такое тоже бывает. Или может быть, стоит взять паузу.
Как бы то ни было, пока все эти непростые вопросы будут мешать сосредоточиться на вождении, не нужно садиться за руль мотоцикла.
Практические шаги по преодолению стресса и психологических сложностей при вождении мотоцикла.
Практические шаги по преодолению стресса и психологических сложностей при вождении мотоцикла.
По моему убеждению, мотоцикл — это не средство отвлечения от серьезных психологических проблем, и не инструмент для их решения. То есть, садясь на мотоцикл, нужно УЖЕ быть в нормальном состоянии.
И, на сколько это возможно, следует отделять мотоцикл от проблем.
Для этого следует, минимум, сделать два следующих шага:
1.
Осознать проблему, признать то, что она существует и то, что она
плохо влияет на вождение мотоцикла.
2. Не садиться за руль, пока проблема не будет решена, или водить с поправкой на эту проблему.
2. Не садиться за руль, пока проблема не будет решена, или водить с поправкой на эту проблему.
Если
позволить себе признать, что вы не идеальны и не всесильны, то появится
шанс что-то изменить к лучшему.
Осознавание своих особенностей позволяет рационально планировать свое поведение, правильно расставлять приоритеты, приводить себя в спокойное состояние и, как следствие, принимать более взвешенные решения.
Следите за своим психологическим здоровьем. Изучайте и практикуйте психо-техники, помогающие удерживать внимание на езде и «выключать» другие проблемы, когда вы садитесь на байк.
Настраивайте ваш мотоцикл и одежду так, чтобы не было ни психологического, ни физического напряжения или дискомфорта.
Регулярно тренируйтесь. Доводите до автоматизма технические приемы вождения, т.к. только хорошо усвоенные техники не подведут вас в стрессовой ситуации.
Не стесняйтесь пользоваться услугами психологов и психотерапевтов для решения тех проблем, с которыми вам сложно справиться самостоятельно.
Если вы все-таки попали в сильное эмоциональное состояние во время движения - не усугубляйте его: вместо того, чтобы отдаваться чувствам, переключите свое внимание на текущие задачи управления мотоциклом.
Следите за своим психологическим здоровьем. Изучайте и практикуйте психо-техники, помогающие удерживать внимание на езде и «выключать» другие проблемы, когда вы садитесь на байк.
Настраивайте ваш мотоцикл и одежду так, чтобы не было ни психологического, ни физического напряжения или дискомфорта.
Регулярно тренируйтесь. Доводите до автоматизма технические приемы вождения, т.к. только хорошо усвоенные техники не подведут вас в стрессовой ситуации.
Не стесняйтесь пользоваться услугами психологов и психотерапевтов для решения тех проблем, с которыми вам сложно справиться самостоятельно.
Если вы все-таки попали в сильное эмоциональное состояние во время движения - не усугубляйте его: вместо того, чтобы отдаваться чувствам, переключите свое внимание на текущие задачи управления мотоциклом.
Несколько ключевых шагов могут вам этом помочь:
- Избегайте непосредственных личных конфликтов с другими участниками дорожного движения, не «залипайте» на чувствах и отношениях с ними, сконцентрируйтесь на езде. Как говорится: «Прибавь газку и оставь все проблемы позади!»
- Старайтесь использовать нейтральную, неагрессивную лексику и спокойный тон, если вам все-таки приходится общаться с соседями по дороге. Используйте неагрессивную лексику и интонации даже когда думаете об окружающих водителях: то есть, не накручивайте сами себя.
- Не "улетайте в небеса" за рулем, то есть останавливайте
любой поток фантазий: за рулем вас должны занимать только те проблемы, которые актуальны «здесь и
сейчас» - проблемы вождения.
То есть не нужно обдумывать за рулем кадровые
перестановки в коллективе, вспоминать семейные ссоры
или размышлять о смысле всего сущего.
- Говорите (можно даже вслух) с самим собой о том, что вы видите на дороге, о том, на какой вы передаче и какая у вас скорость, о опасностях, которые могут ждать за поворотом, о том, где находится апекс приближающегося поворота и тому подобное: это поможет вам сосредоточиться на водительских задачах.
И еще одно, и это очень важно: не противопоставляйте себя и окружающий вас мир.
Рассматривайте мотоцикл, как аппарат для получения динамического
отдыха и удовольствия, а окружающую действительность, просто как среду, в которой вам приходится двигаться. Среда, как таковая, не может быть агрессивной: сама по себе, она нейтральна. Как говорится: "Ничего личного".
Но при движении в любой неидеальной среде вы будете сталкиваться с ее сопротивлением: это естественное ее свойство, а не персональная агрессия к вам лично. Вы не злитесь на воздух и воду, которые мешают вам свободно двигаться?
При таком взгляде на себя и мир, после поездок будет только естественная физическая усталость, и никогда не будет эмоционального выгорания, истощения, бессилия.
P.S.
Некоторые черты характера, персональные особенности и установки которые могу создать проблемы для вождения мотоцикла:
- импульсивный или склонный к риску тип личности;
- стресс, вызванный текущей нагрузкой;
- склонность конкурировать;
- завышенная оценка своих физиологических возможностей («я могу весь день ехать и не устану», «я могу спокойно не пить/не есть/не спать » и т.п.);
- завышенная оценка своих водительских навыков («я проеду в любой пробке», «дождь — не повод снижать скорость» и т.п.);
- оправдания рискованных поступков некими «правилами» («хамов нужно догонять и наказывать», «всегда нужно объезжать, а не тормозить» и т.п.) ;
- отсутствие привычки брать на себя ответственность за свое поведение/поступки («полная дорога козлов!», «день такой невезучий», «шлем уронил — все пошло не так!» и т.п.)
- деструктивное поведение, вызванное серьезными семейными, или финансовыми проблемами.
Эти факторы, особенно в сочетании с обычной водительской нагрузкой и общей усталостью, могут привести к следующим неконструктивным состояниям:
- нетерпению (например, маниакальному желанию как можно быстрее добраться до цели поездки)
- нетерпимости к окружающим (например, не адекватному гневу или досаде на других участников дорожного движения, которые оказались на вашей траектории)
- импульсивности и поспешным решениям,
- желанию лично вступать в персональные конфликты с другими участниками дорожного движения.
Любая одержимость достижением какой-то цели (догнать кого-то, доехать куда-то быстрее, наказать кого-то и т. п.), может привести к игнорированию потенциальных опасностей, неверному прогнозированию, переоценке своих возможностей и т.п.
Это будет означать, что райдер утерял, в лучшем случае, частично, а в худшем, полностью, адекватное восприятие окружающего мира и себя в нем.
В продолжении темы психологической подготовки мотоциклиста, рекомендуем прочитать и наши материалы:
P.S.
Некоторые черты характера, персональные особенности и установки которые могу создать проблемы для вождения мотоцикла:
- импульсивный или склонный к риску тип личности;
- стресс, вызванный текущей нагрузкой;
- склонность конкурировать;
- завышенная оценка своих физиологических возможностей («я могу весь день ехать и не устану», «я могу спокойно не пить/не есть/не спать » и т.п.);
- завышенная оценка своих водительских навыков («я проеду в любой пробке», «дождь — не повод снижать скорость» и т.п.);
- оправдания рискованных поступков некими «правилами» («хамов нужно догонять и наказывать», «всегда нужно объезжать, а не тормозить» и т.п.) ;
- отсутствие привычки брать на себя ответственность за свое поведение/поступки («полная дорога козлов!», «день такой невезучий», «шлем уронил — все пошло не так!» и т.п.)
- деструктивное поведение, вызванное серьезными семейными, или финансовыми проблемами.
Эти факторы, особенно в сочетании с обычной водительской нагрузкой и общей усталостью, могут привести к следующим неконструктивным состояниям:
- нетерпению (например, маниакальному желанию как можно быстрее добраться до цели поездки)
- нетерпимости к окружающим (например, не адекватному гневу или досаде на других участников дорожного движения, которые оказались на вашей траектории)
- импульсивности и поспешным решениям,
- желанию лично вступать в персональные конфликты с другими участниками дорожного движения.
Любая одержимость достижением какой-то цели (догнать кого-то, доехать куда-то быстрее, наказать кого-то и т. п.), может привести к игнорированию потенциальных опасностей, неверному прогнозированию, переоценке своих возможностей и т.п.
Это будет означать, что райдер утерял, в лучшем случае, частично, а в худшем, полностью, адекватное восприятие окружающего мира и себя в нем.
В продолжении темы психологической подготовки мотоциклиста, рекомендуем прочитать и наши материалы:
и другие.
Комментарии
Отправить комментарий