Любительский мотоспорт. Часть 2.

 

Это вторая статья, посвященная любительскому мотоспорту.

Для того чтобы лучше ее понять рекомендую прочитать сначала первую часть ЗДЕСЬ.

Данная статья не несет никакой развлекательной функции (только познавательную и информативную) и будет интересна только тем, кто всерьез обдумывает первые шаги в каких-либо мото-спортивных дисциплинах.

Во-первых, еще раз напомню, что любительский мотоспорт ничем не отличается от профессионального, кроме оплаты: профессионал получает все условия для тренировок и выступлений на соревнованиях и оплату потраченного на это время, а любитель платит за все сам и получает только удовольствие и личное развитие.

Во-вторых, мотоспорт — это занятие не только дорогое, но и весьма веремяёмкое: одна мототренировка «под ключ» для среднестатистического городского жителя (сбор экипировки, дорога до трека, переодевание, собственно тренировка, раздевание, дорога обратно, разбор и приведение экипа в порядок) занимает, в среднем, около 5-6 часов — практически, полный рабочий день.

И, в-третьих, важно понимать, что спортивное вождение мотоцикла — это сложная деятельность и, для того чтобы ею овладеть и продвинуться в развитии, тренироваться следует не просто регулярно, а часто.

Все это может стать неподъемным грузом для любого человека и по финансам, и по времени. И очень многие способные спортсмены-любители ушли из мотоспорта только по этой причине.

В этой связи, планирование и оптимизация процессов и расходов — это жизненная необходимость для мото-темы.

Итак, что же обязательно необходимо для любых тренировок на мотоцикле:

- Подготовленный для спорта мотоцикл

- Спортивная мотоэкипировка

- Деньги для оплаты аренды трека/трассы/площадки

- Деньги на бензин

- Деньги на расходники (масло, жидкости, тормозные колодки, резина, запчасти)

- Деньги для оплаты механика, который будет обслуживать и ремонтировать мотоцикл (Или, как вариант, вам самим придется освоить эту специальность)

- Время, которое вы можете потратить на тренировки

- На спортивном мотоцикле, как правило, невозможно перемещаться по городу. Соответственно, он должен где-то храниться и как-то попадать на трек: или привозиться-увозиться на каждую тренировку, или постоянно храниться в боксах при треке. Оба варианта потребуют финансовых затрат.

- Все гоночные треки, за редчайшими исключениями, находятся за пределами населенных пунктов. Для того чтобы самому туда добраться вам понадобится личный транспорт или много времени, которое вам придется тратить на общественном.

- Для первых, хотя бы 5-10 тренировок, обязательно нужен тренер или более опытный наставник. Без компетентного взгляда со стороны и общения обучение сильно замедляется или идет в неправильном направлении. Как правило, услуги такого человека необходимо оплачивать.

Все это абсолютно обязательные условия. При невыполнении хотя бы одного, тренировочный процесс может стать невозможным, неэффективным или даже опасным.

Обычно, за решениями этих вопросов, начинающие приходят к мото-командам/мото-клубам/мотошколам.

И здесь необходимо пояснить, что это такое.

Мото-команда/клуб/школа — это коммерческое предприятие, цель которого получать прибыль (на которую живут хозяева этого предприятия) и обеспечивать работой своих тренеров, механиков, шоферов, администраторов и т.д.

Ни о каком «мотобратстве» или «бесплатном клубе по интересам» в мотоспорте речи быть не может. И не потому что «люди корыстные», а потому что мотоспорт — это объективно дорогая, сложная, ответственная и довольно опасная деятельность, требующая высокой квалификации. Дилетантам там не место, а профи должны получать достойную оплату.

Функционально, мото-команда — это агрегатор услуг и служба сервиса. Она обеспечивает для своих клиентов (мото-спортсменов) все необходимые условия для тренировок, которые я перечислил выше. 

Есть многолетние коллективы с устойчивым составом, есть временные коллаборации специалистов.

У разных команд - разный подход к работе, свои сильные и слабые стороны, разные цены и варианты оплаты, разные варианты отношений с клиентами и разные приоритеты и стратегии развития. 

Какие-то команды обеспечивают всё «под ключ», какие-то что-то частично. 

Какие-то команды, в принципе, не предоставляют мотоциклы и экипировку в аренду: у них можно только хранить, перевозить и обслуживать свои собственные.

Какие-то, наоборот, занимаются только прокатом своей техники. 

(Большинство старается совместить все возможные варианты)

В каких-то мотошколах один (да, и такое бывает) — три человека, которые делают все: снимают гараж/бокс для хранения, перевозят свою и клиентскую технику, чинят ее и обслуживают, покупают запчасти, расходники и топливо, обслуживают и сдают в аренду экипировку… Они же и тренируют, собирают группы, формируют расписание...

Другие являются крупными предприятиями с полноценным штатом сотрудников, филиалами в разных районах города (и даже в разных городах) и строгим разделением труда.

Все варианты хороши, если они несут пользу конечным потребителям и мото-образованию в целом. И однозначно плохих мото-команд, в общем, нет: конкуренция на этом рынке очень жесткая, и откровенные халтурщики, разгильдяи и авантюристы просто не выживают.

Но идеальной команды не существует, и всегда приходится притираться друг к другу и идти на компромиссы.

Есть коллективы, в которых тренеры всегда опаздывают к началу занятия или могут вовсе не приехать; у кого-то механик постоянно перегружен, и замены масла в ДВС приходится ждать неделями; где-то слишком бедный выбор мотоэкипировки в аренду, или она заношенная до дыр...

Да и плохое состояние прокатных мотоциклов тоже, к сожалению, встречается.

Есть тренеры, которые добросовестно работают с клиентами «от звонка до звонка», а есть такие, которые, под видом индивидуальной тренировки, занимаются, по сути, прокатом мотоциклов. 

И так далее и тому подобное...

Все эти ошибки, накладки, особенности сказываются на клиентах отрицательно: нерационально тратится драгоценное время, деньги, медленнее идет прогресс.

А вступив в партнерство с конкретным коллективом, спортсмен становится довольно сильно от него зависим в течение сезона.

Поэтому «не бросайтесь на шею» первой попавшейся мотошколе/клубу/команде или конкретному тренеру, не заключайте сразу долгосрочных контрактов и не вносите предоплат на год вперед.

Побывайте на тренировках в разных коллективах, составьте свое собственное мнение об их техническом парке, экипировке, квалификации тренерского состава, уровне общей организации процессов. И только после этого принимайте решение.

Кстати, можно обойтись и без мото-клубов или строить с ними свои индивидуальные отношения. 

Следующая статья по теме "Любительский мотоспорт" ЗДЕСЬ

Комментарии