Практическое обучение вождению мотоцикла с ноля состоит из нескольких шагов:
1. Знакомство с мотоциклом, его устройством и органами управления.
2. Обучение вождению мотоцикла на малых скоростях по учебной площадке.
3. Подготовка к сдаче экзамена в ГИБДД на получение прав категории А.
А вот обучение вождению в городе на дорогах общего пользования (ДОП) может начаться только после получения "мото-прав".
Дело в том, что технически невозможно создать мотоцикл с безопасным двойным управлением. Поэтому, даже если мотоинструктор будет сидеть на мотоцикле сзади ученика в качестве пассажира (как говорится, «вторым номером»), эффективно поучаствовать в управлении он не сможет.
И на лицо парадоксальная ситуация: по окончании мотошколы ученик получает полное право управления транспортным средством повышенной опасности — мотоциклом — абсолютно без опыта вождения в городе.
С одной стороны, это мобилизует начинающего мотоциклиста во время первых выездов на ДОП после получения категории А. С другой - стресс может оказаться на столько сильным, что даже талантливый ученик, который на учебной или спортивной площадке "наклонял мот до колена", в городе окажется довольно беспомощным. И этому есть несколько причин.
Главная заключается в том, что средняя скорость, на которой ездит мото-студент по учебной площадке — 10-30 км/ч , а средняя скорость в городе - 60-80 км/ч. И это колоссальная разница и в смысле субъективных ощущений, и для техники вождения мотоцикла!
Обнаружить себя не в машине, а "голым и незащищенным" в седле мотоцикла, который несется в городском траффике; впервые услышать шум ветра в воздухозаборниках шлема; почувствовать, грудью сопротивление набегающего воздушного потока; обнаружить, что повернуть на такой скорости, можно только контррулением, а эффективно затормозить - только передним тормозом — все это и незабываемые впечатления, и, одновременно, огромный стресс!
Хорошо, если на момент открытия водительской категории А у ученика уже будет опыт вождения автомобиля по ДОП: это очень сильно поможет адаптироваться к новому средству передвижения. А вот если такого опыта не было, и мотоцикл станет первым транспортным средством, на котором человек выедет на улицы города — это будет одним из самых экстремальных приключений в жизни!
Разумеется, базовые принципы безопасности, систему мышления и поведения, применимые и для города, можно заложить еще в мотошколе (смотри наши публикации, посвященные Информационному подходу к мотовождению).
И на лицо парадоксальная ситуация: по окончании мотошколы ученик получает полное право управления транспортным средством повышенной опасности — мотоциклом — абсолютно без опыта вождения в городе.
С одной стороны, это мобилизует начинающего мотоциклиста во время первых выездов на ДОП после получения категории А. С другой - стресс может оказаться на столько сильным, что даже талантливый ученик, который на учебной или спортивной площадке "наклонял мот до колена", в городе окажется довольно беспомощным. И этому есть несколько причин.
Главная заключается в том, что средняя скорость, на которой ездит мото-студент по учебной площадке — 10-30 км/ч , а средняя скорость в городе - 60-80 км/ч. И это колоссальная разница и в смысле субъективных ощущений, и для техники вождения мотоцикла!
Обнаружить себя не в машине, а "голым и незащищенным" в седле мотоцикла, который несется в городском траффике; впервые услышать шум ветра в воздухозаборниках шлема; почувствовать, грудью сопротивление набегающего воздушного потока; обнаружить, что повернуть на такой скорости, можно только контррулением, а эффективно затормозить - только передним тормозом — все это и незабываемые впечатления, и, одновременно, огромный стресс!
Хорошо, если на момент открытия водительской категории А у ученика уже будет опыт вождения автомобиля по ДОП: это очень сильно поможет адаптироваться к новому средству передвижения. А вот если такого опыта не было, и мотоцикл станет первым транспортным средством, на котором человек выедет на улицы города — это будет одним из самых экстремальных приключений в жизни!
Разумеется, базовые принципы безопасности, систему мышления и поведения, применимые и для города, можно заложить еще в мотошколе (смотри наши публикации, посвященные Информационному подходу к мотовождению).
Также, имеет смысл почитать посвященную городскому вождению литературу (Например, великолепную книгу Дэвида Л. Хаффа "Дорожная стратегия")
Но все это, к сожалению, не заменит собственного практического опыта.
Оптимальный выход из ситуации: максимально добросовестно отучиться в мотошколе, получить категорию А и начать постепенно вкатываться.
Как правило, мотоциклист начинает с самостоятельных неторопливых поездок по знакомым улицам своего микрорайона. Часто ранним утром или поздним вечером: чтобы на дорогах было поменьше машин и пешеходов. По сути - это те же тренировки. И если регулярно практиковать такие выезды, постепенно расширяя их географию, время дня, скоростные режимы, то к концу первого сезона вы уже будете уверенным райдером. Опыта еще будет мало, но полноценно передвигаться уже сможете.
Но все это, к сожалению, не заменит собственного практического опыта.
Оптимальный выход из ситуации: максимально добросовестно отучиться в мотошколе, получить категорию А и начать постепенно вкатываться.
Как правило, мотоциклист начинает с самостоятельных неторопливых поездок по знакомым улицам своего микрорайона. Часто ранним утром или поздним вечером: чтобы на дорогах было поменьше машин и пешеходов. По сути - это те же тренировки. И если регулярно практиковать такие выезды, постепенно расширяя их географию, время дня, скоростные режимы, то к концу первого сезона вы уже будете уверенным райдером. Опыта еще будет мало, но полноценно передвигаться уже сможете.
Для городской мотоезды, я бы выделил три, хотя и пересекающихся, но различных направления обучения:
- эффективное управление мотоциклом;
- чтение потока, антиципация и коммуникация с соседями по дороге;
- объединение этих двух направлений в единую Систему Управления Мотоциклом.
- эффективное управление мотоциклом;
- чтение потока, антиципация и коммуникация с соседями по дороге;
- объединение этих двух направлений в единую Систему Управления Мотоциклом.
Отдельная тема «городского курса» - это ПДД и
оправданность их нарушений мотоциклистами (Смотри статьи Почему мотоциклисты часто нарушают ПДД?)
Если неуверенность на ДОП слишком велика, возможно имеет смысл воспользоваться услугами инструктора по городскому вождению мотоцикла. Но при этом очень важно понимать, какие именно задачи вы хотите решать с этим специалистом и заключить про это четкий контракт.
Смотрите далее Обучение вождению мотоцикла в городе. Часть 2.
Комментарии
Отправить комментарий