Если у человека, к моменту получения мотоправ уже есть опыт езды на автомобиле, это значит, что он уже многое понимает и про городское вождение, и про управление транспортным средством вообще. Такому мотоциклисту будет достаточно легко применить свой, уже накопившийся, опыт к новому транспортному средству.
Если же мотоцикл становится самым первым в жизни человека механическим транспортным средством передвижения, безопасная наработка опыта вождения оказывается совсем нетривиальной задачей.
Большинство действуют "по бразильской системе": просто начинают ездить по ДОП, так сказать, как умеют. Если ездить на небольшой скорости и недалеко; если нет никаких насущных практических задач, для решения которых требуется мотоцикл; если нет никаких мото-планов, воплощение которых ограничено временем (например, попутешествовать на мотоцикле в течение сезона) и т.п. - тогда, действительно, можно не торопясь выезжать по утрам и вечерам, и потихоньку набирать свой мото-опыт (см. статью Обучение вождению мотоцикла в городе).
Однако, даже при таком взвешенном подходе, мотоциклист без категории В, рискует значительно больше того, кто уже водил автомобиль по городу.
Так как же наработать полноценный мото-опыт еще до получения категории А? Мой ответ однозначен: только практикуя мото-спорт параллельно с обучением в мотошколе.
На треках и специальных площадках наличие категории не требуется. Все, что там требуется - это мото-мастерство (или желание его получить), экипировка и готовность потратить некоторые время и деньги. И начать тренироваться по силам любому мотоциклисту, который уже научился элементарным азам мотовождения.
Итак, какие мотодисциплины могут помочь в наработке опыта:
1. Мотокросс и эндуро - езда на специальных легких кроссовых и эндурных (они потяжелее) мотоциклах по пересеченной местности - самые сложные дисциплины. Получить о них представление можно, например, посмотрев фильм "Мотокросс. Тони Кайроли" и прочитав книгу "Приемы вождения кроссового мотоцикла и эндуро"
Для тренировок потребуется соответствующая специальная экипировка. Как правило, ее без проблем можно взять в аренду в любой команде, которая предоставляет в аренду мотоциклы, трассы и услуги тренеров.
2. Шоссейно-кольцевые гонки (ШКГ) - скоростные заезды по трекам с асфальтовым покрытием. Тренировки и гонки проводятся практически на всех типах мотоциклов: на мини-байках, пит-байках, дорожных мотоциклах, спортивных мотоциклах, супер-мото. А так же на самых разных трассах от небольших картодромов до полноценных гоночных треков.
Получить некоторое представление о ШКГ и гоночных приемах вождения можно посмотрев фильмы:
"A Twist of the Wrist. The Cornering Bible." ,"Hitting the Apex" ,
TT- Closer to the edge.
На нашем сайте также можно почитать много книг (см. Мотолитература и мото-фильмы) по техникам управления гоночными мотоциклами, многие из которых, при определенной адаптации, могут применяться и на дорогах общего пользования.
Для тренировок ШКГ потребуется специальная экипировка. Элементы экипировки для ШКГ не так легко взять в аренду, как кроссовый экип. В большинстве мото-команд предоставляют в аренду мотоциклы, организуют выезды на треки, предоставляют услуги тренера, но экипировка нужна своя. А она очень и очень дорогая. Это ограничивает "вход с улицы" в этот вид мото-спорта, и возможность "разок попробовать". Но, во-первых, встречаются команды, которые предоставят и экипировку тоже, а во-вторых, в крайнем случае, можно попросить его в долг у кого-то из друзей мотоциклистов.
3. Супермото
Конструкторы класса супермото попытались совместить в них дорожные и кроссовые характеристики, и, в какой-то мере, это им удалось. Например, классические супермото-соревнования включают в себя и гонки по асфальту, и гонки по грунтовым участкам трассы, и прыжки через трамплины. Думаю, что это - самые универсальные мотоциклы.
По моему субъективному мнению, езда на супермото, по ощущениям, ближе к кроссовому варианту. Но универсальные характеристики этих мотоциклов позволяют прекрасно передвигаться и по асфальтовому треку, и по городу, и по сельской местности.
В зависимости от покрытия, по которому предполагается ездить на супермото, выбирается и экипировка: если кататься по грунтовым участкам или сельской местности, то удобнее использовать кроссовую экипировку; если кататься по асфальтовому треку или городу - городскую кожаную экипировку.
Подробнее про супермото можно посмотреть здесь - Supermoto with Gary Trachy
4. Мотоджимхана
Мотоджимхана, как спортивная дисциплина, - это катание по сложным траекториям вокруг конусов на плоской асфальтовой площадке. Проехать трассу нужно как можно быстрее. (Подробнее о джимхане можно прочитать ЗДЕСЬ)
Джимхана, пожалуй, самая демократичная и легкая для входа новичков мото-дисциплина.
В Москве регулярно проходят бесплатные тренировки джимханистов на различных площадках. Любой мотоциклист может приехать на любом своем мотоцикле, в любой городской или спортивной экипировке и потренироваться. Или можно приехать без мотоцикла и взять его в аренду прямо на площадке (по предварительной договоренности).
Вопрос экипировки для джимханы, с одной стороны, решить нелегко: как правило, джимханисты не предоставляют экипировку в аренду. С другой стороны, поскольку тренировки новичков проходят на небольших скоростях, это может быть самый бюджетный вариант экипа: мотошлем, защита спины, защита локтей и защита коленей, мотоперчатки, надетые поверх обычной одежды. Конечно хорошо бы и защитные шорты и мотообувь иметь, но без этих элементов, в принципе, могут допустить до занятий.
В конце концов, если вы уже уверены в своем решении стать мотоциклистом, вы можете заранее, еще до получения прав и покупки мотоцикла, приобрести необходимую защиту и начать использовать ее на тренировках.
Получить приблизительное представление о мото-джимхане можно посмотрев, ставший уже классикой, фильм Джерри Паладино "Ride Like Pro"
В любой мотошколе найдется инструктор (а то и несколько), который ездит на мотоцикле не только по по городу, но и занимается (или занимался) мотоспортом. Попросите его порекомендовать какие-то варианты для вашего дальнейшего мото-развития, помимо занятий на площадке. Уверен, что такое стремление к самосовершенствованию поддержит любой человек любящий мотоциклы и мотоциклетный образ жизни.
P.S. Хочу обратить внимание на то, что мотоспорт поможет в развитии навыков управления мотоциклом, но никак не поможет набрать опыт вождения транспортного средства по дорогам общего пользования (ДОП). Если вы не водите автомобиль, то я настоятельно рекомендую, параллельно с мотошкольными занятиям, начать брать уроки автовождения с автоинструктором. Это значительно безопаснее, нежели выезжать в город сразу на мотоцикле, не имея ясного представления о том, как устроен городской тарффик и т.п.
Комментарии
Отправить комментарий