Мотоджимхана - это не "медленная езда"


МОТОДЖИМХАНА - спортивная дисциплина, в которой участники на мотоциклах соревнуются на асфальтовой площадке среди искусственных препятствий в виде конусов (трасса), которые нужно проехать в заранее установленном порядке. Цель соревнований - пройти трассу за минимальное время с максимальной скоростью.

Итак, мотоджимхана - это вид мотоспорта, в котором скорость занимает не последнее место.

СКОРОСТЬ

На мой взгляд, со скоростью в джимхане произошла откровенная путаница.

Сказать, что джимхана является движением на низких скоростях (низкоскоростное маневрирование, низкоскоростное балансирование и т.п.) - это дать формальное определение, не раскрывающее сути явления.

Трасса джимханы - это миниатюрный гоночный трек, и проезжают ее на максимально возможной, для конкретной конфигурации, скорости.

При этом на прямых спортсмены максимально ускоряются, используя, в моменте, всю мощность двигателя, а через секунду, перед поворотом, - замедляются почти до полной остановки, используя всю мощность тормозов. 

То есть, даже если средняя скорость на площадке относительно не велика, джимхана - это отнюдь не "медленная езда".

Из-за этого непонимания тренировками по джимхане часто, и ошибочно, называют плавные неторопливые кружения по замысловатым траекториям без применения спортивных техник управления мотоциклом.

Я бы, все-таки, различал фигурное катание в комфортном режиме и скоростное маневрирование на грани срыва колес - джимхану.

ТРАССА

Трассы джимханы могут быть очень сложными, и их запоминание - одна из важнейших частей этого вида спорта. Джимхана требует не только полного контроля над мотоциклом, но и полной ментальной концентрации и воспроизведения в памяти участков трассы.

Поэтому я бы не называл тренировкой джимханы многочасовые кружения по траекториям с визуально маркированным направлением движения: такая активность никак не развивает "память трассы". 

Если ездить только по навигатору - дорогу не запомнить.

ПОЛЬЗА ДЛЯ ДОП

Пользу сложно объективировать и нельзя рассматривать вне контекста.

Как и всякий мотоспорт, джимхана, разумеется, развивает какие-то навыки управления мотоциклом. И это, вероятно, повышает безопасность мотоциклиста (в том числе, и на дорогах общего пользования).

Однако важно понимать, что у разных мотодисциплин - разные оптимальные (для них) техники управления мотоциклом, разные оптимальные способы прохождения траекторий и т.д., и т.п.

Мотоджимхана предлагает свои конкретные технические приемы и узкоспециализированные навыки, которые безусловно эффективны для достижения спортивной победы.

Но то, что хорошо в рамках искусственных условий спортивной площадки, в прямую, на улице, как правило, не применимо. А понимание того, где можно использовать конкретные навыки и приемы, а где нет, приходит только с опытом: с накатом, расширением общей ситуационной эрудиции и, обязательно, анализом происходящего.

Мотоцикл требует творческой гибкости мышления и включенности в текущий процесс. Тупое повторение спортивных приемов без учета изменившегося контекста, с большой вероятность, принесет только вред.

Комментарии