Пальцы на рычагах мотоцикла: за и против. Часть 2.




Когда я задумывал свой личный блог, то совершенно не задумывался ни об объективности своего мнения (это априори невозможно), ни о социальной ответственности за написанное.
Однако, как оказалось, к теме "пальцев на рычагах" мотосообщество относится более чем серьезно. Довольно много мото-людей с моим мнением не согласны.
Кто-то просто написал, что моя статья (Пальцы на рычагах. Часть 1.) "вредоносна", кто-то взял на себя труд подробно изложить свои аргументы за "пальцы".
Меня аргументы оппонентов не переубедили, но я считаю важным собрать их воедино и так же предложить к рассмотрению читателям блога, для того, чтобы у них была возможность ознакомиться со всей, так сказать, "палитрой аргументации", и выбрать для себя подходящую.

Итак, почему, по мнению довольно большого количества мотоциклистов, пальцы на рычагах держать необходимо?

1. Первая, и самая главная, причина: если пальцы уже на рычаге, то мотоциклист сможет быстрее начать давление на рычаг, а значит и быстрее остановится, в случае экстренного торможения.
И, какое-то количество мотоциклистов считает, что именно эта "техника" помогла им когда-то благополучно избежать аварийных ситуаций.

Среди моих знакомых таких нет. Но и оснований сомневаться в словах незнакомых мне уважаемых членов мотосообщества у меня тоже нет. По этому, не буду спорить и просто зафиксирую этот аргумент за "пальцы".

2. Еще какое-то количество мото-людей уверено в том, что случайно заблокировать колесо - это меньшее зло, чем случайно и не вовремя открыть газ. 
О том, что такое "хватательный рефлекс" я довольно подробно написал в одной из статей в этом блоге (Опасные проявления инстинкта самосохранения при вождении мотоцикла. Часть 2.)
В том, что этот рефлекс есть у мотоциклистов, и что он вреден, все единодушны.
И авторы мнения за "пальцы", о которых я сейчас говорю, справедливо допускают, что новичок, в любом случае, будет за что-то хвататься или что-то сжимать руками при испуге. И, по их мнению, лучше пусть это будет рычаг переднего тормоза, чем рукоятка газа.

Я был и остаюсь с этим мнением категорически не согласен, т.к. считаю обе эти ошибки равноопасными.  То есть перетормозить, например, в повороте и упасть на встречку или под колеса фуры, ничем не лучше, чем случайно газануть и во что-то влететь.
Однако, какой-то статистики или исследований в поддержку своего мнения я привести не могу. То есть я просто так думаю.
И это значит, что мнение оппонентов имеет абсолютно равное право на жизнь.

3. Одной из модификаций предыдущего мнения является "техника контроля" рукоятки газа с помощью пальцев на рычаге переднего тормоза.

"А как пальцы на тормозе связаны с ручкой газа?" - спросите вы. А вот как...
Оказывается, многие не просто держат пальцы сверху рычага, они опираются ими о рычаг тормоза! И эта опора позволяет им, по их словам, лучше контролировать рукоятку газа. А значит, они с меньшей вероятностью случайно не во́время откроют газ.
К примеру, один рассказал, что однажды он держался за рукоятку газа всей пятерней и чихнул - и тут же переоткрыл газ.
Другой рассказал о том, что, если он не упирается в рычаги, тряска, например, на трамвайных путях или других неровностях дороги, приводит у него к случайному подгазовыванию, еще больше усиливая нестабильность байка.

Я всегда считал, что ни в коем случае нельзя опираться на ни на сам руль, ни на органы управления, расположенные на руле, т.к. это мешает рулю занимать естественно-правильное положение во время движения, мешает нам контррулить и т.п.
Более того, необходимость опираться на руль, сама по себе, является следствием неправильной посадки мотоциклиста: скорее всего, мотоциклист плохо держится ногами за мотоцикл, или мышцы спины слабоваты и не держат тело на весу.
Однако, если такому большому количеству райдеров это нужно, и если вождение их становится от этого безопаснее и стабильнее - значит, они нашли свой личный "лучший рецепт", на данный момент. А это тоже ценность. (В конце концов, все мы не идеальны и всегда ищем разумные компромиссы. Ну или почти всегда, или почти разумные...)

4. Третье мнение стоит просто процитировать: на столько вкусно и эмоционально оно выражено. А это, согласитесь, ценность!

Итак...

"Нах** мне на трассе пальцы?
А вот в пробке , когда из под машины выскакивает человек - нужны.

Газ контролируется на треке расслабленными руками.
Газ на тысячниках (дальнобойных поездках на тысячи километров) когда валишь сутки на пролет - управляется с плеча и локтя. И при торможение сначала закрывается газ, только потом пальцы дотягиваются до тормоза переднего.

Трек, город, трасса, можно добавить эндуро - 4 разных бл*** задачи.
Зае**** уже искать одно решение на РАЗНЫЕ ЗАДАЧИ!
Мотоцикл, Жигули, Бентли и КамАЗ - найдите бл*** 5 отличий!"
(конец цитаты)

Как я понял, автор хотел сказать, что невозможно рассматривать "проблему пальцев на рычагах" вне конкретного контекста. А значит, если и существуют какие-то базовые правила управления, которые всегда распространяются на все мотоциклы на свете, то наличие или отсутствие пальцев на рычагах не входит в список этих универсальных истин.
То есть: "Все относительно".

И, пожалуй, я соглашусь. И, в этой связи, су́жу свое мнение по этому вопросу до двух известных мне областей мото-жизни: города и трека ШКГ.
В этих, так скажем, дисциплинах, я выбрал для себя "пальцы не держать".
Но это только для меня. И только в этих дисциплинах. И только в этот отрезок моей жизни.
И я не возьму на себя смелость утверждать, что мое мнение единственное правильное и справедливо для других и во всех направлениях мото.

Пусть каждый сам для себя решает "за пальцы"!

Комментарии