Пальцы на рычагах мотоцикла: за и против. Часть 1.



Держать или не держать постоянно пальцы на рычагах переднего тормоза и сцепления во время езды?

Это вопрос по истине религиозный!В основном, мотоциклисты делятся на три лагеря:

- всегда держать пальцы на рычагах,

- никогда не держать пальцы на рычагах,

- действовать по ситуации.

Итак, какие аргументы за то, чтобы держать на рычагах?
Основной аргумент этой "религии" гласит: "Если всегда держать пальцы на рычагах, вы сможете быстрее/раньше нажать на рычаги в случае экстренного торможения."
И это бесспорно так! Нажатие на рычаги, при прочих равных, произойдет быстрее (раньше).

Однако, одновременно с признанием этого преимущества, хочется задать представителям этой конфессии следующие вопросы общего характера:

- Вы уверены в том, что нажать на рычаги как можно быстрее - это всегда лучшее решение?

- Нажатие на рычаги может быть осознанным и контролируемым, а может быть чисто рефлекторным (судорожная реакция на испуг) и бесконтрольным. Вы умеете различать у себя две эти реакции и контролировать свои действия в стрессовой ситуации?

- Тормозить или объезжать: для вас существует такой выбор? Или вы веруете в то, что тормозить всегда эффективнее?

Открою вам один секрет: препятствие можно еще и объехать! И даже на большой скорости, используя контрруление. Для отработки именно этого навыка существует специальное упражнение "Лось" (или "Лосиный тест"). И если объезжать, то пальцы на рычагах не нужны, и даже опасны.

Имеются и другие вопросы...

- Точно ли при каждом торможении нужно сжимать рычаг сцепления?

Для тех, кто еще не очень крепко овладел мат.частью, поясню: нажимая рычаг сцепления, мы отключаем двигатель от заднего колеса, теряем тягу и мотоцикл начинает катиться по инерции.
С одной стороны, при торможении это логично. Но объяснить на пальцах, что такое тяга на мотоцикле, и что такое ехать на мотоцикле без тяги, не возможно. Это нужно почувствовать самому своим телом.

Лично мое ощущение таково: ехать на мотоцикле без тяги — это противоестественно и опасно. Тяга - это возможность управлять мотоциклом и держать его в балансе. Отключая тягу мы этих возможности лишаемся на 50-70%.

Поэтому отключение тяги должно длиться как можно меньше, а идеальная техника любого торможения (даже экстренного), подразумевает более сложное поведение, чем "быстро нажать на все возможные рычаги".

В идеале следует:

- закрыть газ,

- начать торможение обоими тормозами (часто рекомендуют первым включить задний и через полсекунды подключить к нему передний)

- параллельно с потерей скорости последовательно переключать коробку передач на соответствующие передачи вниз,

- нажать рычаг сцепления и полностью отключить тягу с колеса только непосредственно перед полной остановкой.

При таком поведении мы получаем, по крайней мере, три преимущества:

- Если не отключать сцепление, то при сбросе газа мотоцикл начинает тормозить двигателем, это поможет работе тормозов и мягко усилит общий тормозящий эффект.

- Если не отключать сцепление и переключать передачи вниз, то в любой момент времени мы будем находимся на передаче, соответствующей нашей текущей скорости. И если ситуация изменится, и нам будет лучше прекратить торможение, продолжить движение, сделать маневр, мы сможем это сделать незамедлительно.

- Если не отключать сцепление, то заднее колесо будет постоянно загружено, в той или иной степени, поэтому его будет сложнее заблокировать, а значит сложнее уйти в юз (Юз заднего колеса приводит мотоцикл в нестабильное состояние, а если ошибиться, то может привести и к хай-сайду).


Торможение с одновременным понижением передач — не самый простой навык, который требует отработки на тренировках. Жамкнуть все рычаги значительно проще! )

Так же очень важно отрабатывать на тренировках навыки торможения, особенно, передним тормозом.
Передний тормоз, по сравнению с задним, значительно эффективнее, а блокировка переднего колеса практически всегда приводит к падению (если вы, конечно, не стант-райдер, и стоппи - это не ваш конек).
Поэтому необходимо потратить некоторое время (иногда немалое) для того, чтобы научиться пользоваться им безопасно.
Это потребует целенаправленных тренировок на конкретном мотоцикле, в разных скоростных режимах, на разных дорожных покрытиях, в разных погодных условиях.
И мало кто может похвастаться тем, что он регулярно практикует такие тренировки.

То есть просто нажать на все рычаги и вцепиться в них мертвой хваткой - это не самое лучшее исполнение торможения. А именно так поступает большинство испуганных райдеров.

И есть еще один существенный нюанс, который может привести к проблемам если держать пальцы на тормозе.

Нюанс в том, что мы открываем газ и тормозим одной и той же правой рукой. И архи-важно разделять два эти действия. То есть перед торможением необходимо полностью закрыть газ, и только потом нажать на рычаг переднего тормоза.

Если оставить газ открытым и заблокировать переднее колесо, то переднее колесо будет стоять, а заднее пытаться ехать, что дестабилизирует мотоцикл и с большой вероятностью приведет к падению.


Особенно велика вероятность такой ошибки, когда мотоциклист экстренно оттормаживается с большой скорости. При таком торможении инерция пытается выкинуть седока с мотоцикла вперед, и ему приходится упираться в руль выпрямленными руками. А опираясь на руль, мотоциклист опирается и на рукоятку газа.
Цейтнот и стресс повышается вероятность того, что газ окажется в полуоткрытом состоянии; райдер, оперевшись, случайно и неосознанно, заблокирует ее в таком положении, а потом нажмет на передний тормоз.

Если не держать пальцы на рычаге тормоза, то вероятность такой ошибки меньше, так как действия с газом и тормозом оказываются строго разделены и на уровне сознания, и на уровне моторики тела: сначала кисть закрывает газ до упора, а только потом пальцы перекладываются на тормоз. И это тоже достигается тренировками.

Так что, каждый должен выбрать для себя наиболее эффективный и удобный способ того, "как держать пальцы", а выбранный вариант необходимо протестить и отработать на тренировках.

Думаю, что универсального решения не существует и, в идеале, хорошо уметь все и использовать разные техники в разных ситуациях. Однако, лично я стараюсь убирать пальцы с рычагов. Мне так удобнее, безопаснее и привычнее.

P.S. Ради справедливости, хочу оговориться.
Для тех, кто практикует на треке, trail braking - одновременное торможение передним тормозом и разгон - это норма жизни. И даже в повороте. Точнее, именно в при входе и выходе из поворота. Но, во-первых, там другая последовательность действий (происходит одновременное ослабление торможения и плавное увеличение газа), во-вторых, прием этот требует скрупулезной отработки на тренировках и, в-третьих, в статье речь шла об обыденной езде по ДОП.
То есть это не совсем то, или совсем не то, о чем я писал выше.
Продолжение размышлений "о пальцах" смотрите в следующей статье - Пальцы на рычагах. Часть 2.

Комментарии