Опасные проявления инстинкта самосохранения при вождении мотоцикла. Часть 2.

 


2. Сжимание руля. 

Этот bug глубоко укоренен в человеческой психике. Вот, как описывают ученые одно из проявлений рефлекса Моро у младенцев: "Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь." 

Таким образом, рефлекторно хвататься за что-нибудь при потере опоры, потере равновесия или при испуге - это нормально для человека. Не нормально, если этим "чем-нибудь" становится руль мотоцикла! И хотя грипсы руля "всегда под рукой", один из парадоксов мотовождения заключается в том, что пилот держится за мотоцикл только ногами, и никогда не должен крепко держаться за руль или использовать его в качестве точки опоры для поддержания равновесия (кроме случаев экстренного торможения по прямой, когда ногами удержаться физически невозможно). 

Дело в том, что двигающийся мотоцикл является самостабилизирующейся системой, и вывести его из равновесия не так просто, как может показаться на первый взгляд. При определенных условиях, он способен бесконечно долго ехать совершенно без участия человека.

Такая удивительная устойчивость двигающегося мотоцикла вызвана его конструктивными особенностями и совокупностью сил, которые воздействуют на него в процессе движения: геометрией механизма управления (наклон вилки, вылет), круглым профилем мотоциклетных покрышек, гироскопическим эффектом колес, силой притяжения, силой инерции, центробежной силой... 

Во время движения, переднее колесо мотоцикла, которое жестко связано с рулем, постоянно колеблется/вибрирует и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях, реагируя, например, на неровности дорожного покрытия, инерцию разгона-торможения, контрруление и т.д. 

Вертикальные колебания компенсируются работой подвески, а горизонтальные (микро-повороты колеса влево-вправо) передаются на руль. 

Если позволить переднему колесу (и рулю) свободно колебаться, то эти колебания не будут передаваться дальше — на весь мотоцикл, и вся система самостабилизируется . И если не хвататься за руль, то так оно и произойдет.

А вот если крепко схватиться за грипсы руками и заблокировать руль и колесо относительно рамы - вилять и раскачиваться начнет весь мотоцикл целиком. И это дестабилизирует всю систему до такой степени, что передвигаться даже по прямой станет невозможно. Не говоря уж о том, что станет невозможно поворачивать.

Ярким примером такой блокировки является вобблинг переднего колеса. Вобблинг (англ. wobbling, wobble, «шимми», в народе — расколбас) — эффект возникновения на большой скорости нарастающих колебаний (~4-10Гц) переднего колеса мотоцикла, велосипеда или шасси самолета относительно курсового направления.

 
Обратите внимание: вобблинг начинается после подъема и приземления переднего колеса в движении (когда оно, приземляясь, на мгновение встает не на одной линии с задним) или после проезда по какому-то неровному или скользкому покрытию (которое тоже дестабилизирует "передок"). 

Колебания колеса передаются на руль, он начинает "вырываться из рук" пилота, возникает страх потери контроля, и следует естественная реакция: схватить руль покрепче и остановить, таким образом, колебания. 
После чего напряженные руки становятся теми "стальными ломамами", которые, через тело и ноги райдера, "приваривают" руль к раме, и "колбасить" начинает уже весь мотоцикл. 

Основная проблема в том, что чем крепче хвататься за руль, в такой ситуации, тем сильнее будет амплитуда и тем сильнее он будет вырываться из рук. А это, в свою очередь, провоцирует схватиться еще крепче, и круг замыкается.

И напротив (и в некоторых эпизодах ролика это видно): если в моменты таких вибраций руки на руле расслабить, это позволит переднему колесу самостабилизироваться.

Мотоциклист всегда должен держаться за мотоцикл ногами: за бак коленями, за подножки ступнями. А вот за руль держаться нельзя! Руль очень чувствительный орган УПРАВЛЕНИЯ мотоциклом. Руки должны быть расслаблены, просто лежать на грипсах и участвовать в управлении.
 

Продолжение темы - в Третьей части!

Комментарии