Приехал из командировки — и сразу поехал делать ТО (на мотоцикле, разумеется). И не смотря на то, что зимой регулярно тренил ШКГ на крытых картодромах, в городе чувствовал себя неуютно и отметил у себя несколько особенностей:
- не смотрю в зеркала;
- знаки приоритета игнорирую («светофоры достали, и вообще ПДД раздражают»);
- перед знаком Stop притормозил на долю секунды, проехал, и только потом заметил ожидаемый в таких местах автомобиль ПДД;
- и вообще — скучно! )))
Почему-то именно сейчас я особенно остро почувствовал то, что мотогонки и городская езда — это принципиально разные реальности.
Ключ к их различию я вижу в принципиально разном мышлении у мотоспортсмена и у городского райдера.
А мышление это формируется (и «закатывается» до автоматизмов) именно разными реальностями, в которых они функционируют.
- У мотогонщика единственная задача - ехать как можно быстрее,
а максимальная скорость — это единственная и самая главная цель. Поэтому все остальные факторы заранее подстраиваются и организуются, для того чтобы ничто не мешало этой цели достигать.
- Все мотогонщики на треке:
- едут в одну сторону,
- смотрят только вперед и контролируют только пространство перед собой (у спортивных мотоциклов нет зеркал),
- не обязаны никого предупреждать о своих намерениях (и нет повортников),
- перемещения спортсменов по полотну трека довольно предсказуемы.
- Для мотоспорта характерна цикличность.
Трек, трасса, рельеф в течение всего заезда одинаковые и повторяющиеся.
С какого-то момента любой спортсмен их просто запоминает, и уже заранее готовится к тому или иному элементы трассы, подстраивая под них все остальные части системы райдер-мотоцикл (скорость, передачу, положение тела, угол наклона мотоцикла, взгляд и т. п.).
И даже если мотоциклист не видит всю трассу (например, эндуро в лесу), он уже знает, что ему ждать за тем или иным поворотом.
- Внешний локус контроля.
Ответственность за безопасность, так скажем, «окружающего мира» целиком лежит на плечах организаторов заезда.
Мотогонщик может забыть о любых помехах на своем пути: на треке нет автомобилей, пешеходов, велосипедистов, детей, светофоров, скоростных ограничений.
Отсутствие случайных помех обеспечивается и самим форматом, и специальными службами.
- Допуск к заездам на треках и соревнованиях всегда персонально оформляется и документально фиксируется.
Мотоциклисты, замеченные в нарушении регламента заездов наказываются, а в случае систематических нарушений им запрещают доступ к официальному мотоспорту.
Это помогает выявлять и отсеивать недисциплинированных или психически неуравновешенных людей, которые могут представлять опасность для окружающих.
Таким образом в мотоспорте остаются только адекватные люди.
В итоге, мотогонщик-спортсмен автоматически превращается в водителя, который:
- гонит так быстро, как только может;
- смотрит только вперед;
- не наблюдает за львиной долей феноменов окружающего его мира;
- не коммуницирует ни с кем из окружающих водителей;
- судит об окружающих по себе и ждет, что все будут вести себя так, как договорились.
У такого водителя фокус внимания перемещается скорее внутрь системы пилот-мотоцикл: он, прежде всего, следит за скоростью, передачами, углами наклона мотоцикла, состоянием резины, положением своего тела, направлением взгляда, своими физическими кондициями.
А контроль за всем, что находится вокруг трека по умолчанию передается внешним службам.
(Особенно сильно, по моим наблюдениям, этому подвержены спортсмены ШКГ.
В мотокроссе и эндуро окружающие условия более изменчивые и менее очевидные, поэтому мотоциклисты в этих дисциплинах должны уделять много внимания окружающему пространству.)
Эффективное городское вождение требует совсем другого подхода. В чем-то строго противоположного.
Поэтому перед началом городского сезона, традиционно рекомендую прорешать несколько раз тесты на актуальные ПДД и прочитать учебник по городскому вождению:
Motorcycle Roadcraft. The Police Riders Handbook.
А всех стрит-рейсеров и поклонников скорости приглашаю на гоночные треки!
Друзья, вас там очень не хватает и как спортсменов, и как зрителей!
Го на гонки!
Комментарии
Отправить комментарий