Про мотоэкипировку

 


Нужен или не нужен экип? Фулл-экип или только шлем? А защищает ли экип на самом деле? Как ухаживать за мотоэкипировкой?

На все эти и подобные им вопросы нет однозначных или универсальных ответов.
Точно можно утверждать только одно: в случае инцидента, мотоциклисты в экипе получают, в среднем, меньше повреждений и повреждения эти, в среднем, меньшей тяжести, чем у мотоциклистов без экипа. 

Об этом говорит и статистика, и логика, и мой личный опыт.

В этой статье я хотел бы поделиться информацией и своим личным опытом выбора, использования и ухода за мотоэкипировкой.

Экип решает?

Интереснейшее исследование восприятия мотоэкипа было проведено в Англии.
Статистика показала, что автомобили чаще сталкиваются с теми мотоциклистами, которые едут в полной экипировке, чем с теми, кто экипирован частично или совсем без защиты.

Оказалось, что это связано с ложной уверенностью автомобилистов в том, что фулл экип способен защитить мотоциклистов, и они позволяли себе более рискованные маневры рядом с ними.

К мотоциклистам без экипировки автомобилисты относились с большими бережностью и осторожностью.

Аналогичное искажение было выявлено и у мотоциклистов.
Фулл экип создавал у них ложное чувство неуязвимости, и они демонстрировали более рискованное поведение на дороге, по сравнению с ездой без полной экипировки.

То есть можно ответственно констатировать когнитивное искажение, которое препятствует объективно оценивать реальность.

К когнитивным искажениями я бы отнес и распространенное мнение о том, что дорогая экипировка известных брендов защищает на несколько порядков лучше дешевого ноунейма.

Да, безусловно, качественный экип, созданный профессионалами в этой области, с большей вероятностью принесет больше пользы (защиты).
Но не нужно подменять это логичную гипотезу архаично-мистическим верованием в то, пожертвовав больше денег, автоматически откупаешься от опасности, а брендированный экип сродни «непробиваемым доспехам» из компьютерной игры.

Я бы рекомендовал не «вваливать бабла» в самый крутой экип, а приобрести добротный среднего уровня, а разницу в цене между ними потратить на хорошую мотошколу или мотоспорт.
Потому что, все-таки, решает скилл, а не экип.

Защищенность или удобство?

Это, наверное, самый сложный выбор, при подборе мотоэкипировки!

Наиболее распространенное мнение звучит так: «Самое главное — жизнь и здоровье, поэтому максимальная защищенность превыше всего! А удобство… Да мотоцикл вообще не про комфорт и удобства!»

Вследствие этого у большинства начинающих райдеров в любую погоду: шлем-интеграл, плотно сидящий кожаный костюм, жесткие трековые мотоботы, перчатки с максимальной защитой...

Все это было бы правильно, если бы удобство и комфорт (понятно, что относительные) являлись бы делом вкуса и личными капризами.
Однако это не так.
Для кого-то это будет откровением, но удобство и комфорт мотоциклиста — это требования безопасности!

Поясню...

1. Мотоцикл очень «телесен». В его управлении участвуют все конечности (даже все пальцы рук), и все тело вообще.
Поэтому, для того чтобы управлять мотоциклом хорошо, все тело и конечности должно быть расслабленными, и экипировка должна создавать минимум дискомфорта. В частности, она не должна ограничивать подвижность мотоциклиста.

2. Мотоциклисту должно быть комфортно в любую погоду. Недопустимо, чтобы жара, холод, ветер, дождь выматывали его и отвлекали от дороги и управления мотоциклом.

Поэтому для каждой поездки и каждого варианта погоды должна быть подобрана оптимальная экипировка.

Как это связано с безопасностью? Непосредственно!

Измученный и зажатый в тисках неудобного экипа человек не способен длительное время полноценно вести такую сложную, требующую высокой концентрации, деятельность, как управление мотоциклом.

Но проблема, разумеется, не только в недооценке важности комфорта новичками. Дело еще и в ограниченных финансах большинства мотоциклистов: сразу купить себе много вариантов экипа на разную погоду и задачи могут позволить себе единицы.
И тут на на помощь может прийти б/у мотоэкипировка...

Допустимо ли пользоваться б/у экипом?

Для меня ответ на этот вопрос очевиден: не только допустимо, но и нужно!
Потому что одного универсального комплекта экипировки быть не может, а покупка нового экипа «на все случаи» может сравниться по цене со стоимостью мотоцикла.

У меня, например, новыми были только мотошмотки перед первым сезоном. Далее, как-то так получается уже много лет, б/у сменяют б/у.

Кожа или текстиль?

В моем «мотогардеробе» оба варианта, которые я использую в зависимости от погоды и предстоящих задач.

Как почистить кожаный экип?

Самое распространенное мнение гласит: «Кожаный экип нельзя стирать, его можно только чистить в специализированных мастерских».
И я полностью поддержал бы это мнение, если бы стоимость чистки в мастерской не равнялась стоимости самой экипировки. А если вы купили б/у - такая чистка обойдется дороже стоимость самой вещи.

Я себе такие траты позволить не могу. Поэтому я свой кожаный мотоэкип - куртки, брюки, комбинезоны, перчатки - стираю в стиральной машинке на деликатной стирке. Результатом оказывался всегда доволен: ни одна вещь не была таким образом испорчена!

Да, какие-то после стирки слегка полиняли. Но это для меня всегда было наименьшим злом, так как ездить в грязном и вонючем экипе (а он таким, рано или поздно, неминуемо становится) не хочу категорически.

Я, в принципе, отношусь к экипу, как к рабочей робе: он должен быть крепким, удобным и чистым. Красивым — не обязательно.

А вот на обслуживание кожаных вещей после стирки я не скуплюсь, так как мягкая и эластичная кожа — это залог безопасности и комфорта. Поэтому после чистки или стирки всегда обрабатываю вещи дорогой профессиональной косметикой.

Шлем нужно беречь?

С одной стороны, да: шлем — самый главный элемент экипа: он не только защищает наши важнейшие органы, но и является единственным обязательным элементом экипировки с точки зрения законодательства.
И хорошие «каски» очень дороги.

С другой стороны, большинство шлемов довольно крепкие изделия, поэтому с ними можно особо не церемониться (к чему склонны большинство начинающих мотоциклистов).

Специально бросать шлем на землю, разумеется, не нужно. Но если он, все-таки, упал, я бы не стал его выбраковывать. И даже если бы я упал с мотика и слегка приложился шлемом, тоже не стал бы его менять, без очевидных серьезных повреждений скорлупы или внутрянки. Косметические повреждения (кроме визора, разумеется) я во внимание не принимаю.

Еще одна «сложность», которую испытывает большинство первогодок — как помыть шлем?
Кто-то просто не понимает, что это нужно регулярно делать и может месяцами мучиться от вони и духоты в шлеме, считая, что это неотъемлемая часть мотоциклизма.
Кто-то понимает, что чистить нужно, но не знает как, или думает, что мытьем может повредить шлем, или боится не справиться с разборкой-сборкой внутренних элементов и т. п. ( да и не у всех шлемов внутрянка съемная).
Все очень просто!

Как я уже сказал выше, шлемы очень прочные изделия, рассчитанные на серьезные нагрузки как снаружи, так и изнутри. И мытьем вручную с обычными «человеческими» моющими средствами испортить их невозможно.

У большинства современных шлемов полностью съемная внутренняя подкладка. Сделана она из синтетических тканей и поролона, и ее всегда можно постирать отдельно от шлема.
А скорлупу и внутри, и снаружи можно просто протереть влажными антисептическими салфетками.

И, к слову, не смотря на то, что я не специалист по шлемам, не было ни одного случая, когда бы мне не удалось правильно установить внутрянку обратно!

В крайних случаях, когда шлем очень сильно загрязнен, или есть подозрение, что воздухозаборнки забиты пылью, а так же в тех случаях, когда подкладка несъемная, шлем можно помыть целиком: замочить в деликатном моющем средстве, пройтись везде мягкой щеткой и просто хорошенько вымыть душем или прямо под струей воды. Главное потом оставить его высыхать в теплом сухом помещении.

Очевидно, что визор тоже нужно мыть, и сильно чаще, чем весь шлем целиком.
Я мою визоры, в среднем, после каждой второй поездки. Причем не протираю салфетками, а снимаю со шлема, и мою под струей воды, используя мягкую ткань (например, микрофибру) и максимально щадящее моющее средство (или просто водой).

Необходимо ли мото-термобелье?

Я ношу всегда и в любую погоду полый комплект мото-белья (подшлемник, нательный костюм и мото-носки) который сделан не из х/б ткани, а из «правильной» синтетики.

Дело в том, что наша кожа выделяет и влагу и жир. Хорошее термобелье влагу сквозь себя пропускает (в отличии от хлопчатобумажных тканей, которые влагу впитывают в себя), отводя от тела, а жир задерживает на себе.

Это очень помогает сберечь внутренние части всей экипировки: после поездки достаточно постирать только термуху, а экипировку (шлем, костюм, боты) нужно только просушить.

Иногда, когда у меня много поездок, я меняю весь комплект термобелья в середине дня на свежий, а если у меня в этот день еще и мототренировка, то могу поменять и еще раз. То есть таких комплектов нужно иметь минимум два, а лучше три-четыре.

Но, опять же, хорошая термуха очень дорого стоит.
Поэтому рекомендую изучить состав ткани, из которой сделано дорогое мото-термобелье (информацию не сложно найти в интернете на сайтах производителей и продавцов) и подобрать похожую по составу ткань среди термух для других видов спорта.

Иногда оказывается, что эти составы идентичны или очень близки друг к другу, а «простое спортивное» термобелье стоит раз в десять дешевле белья с приставкой мото-.

Комментарии