Я не случайно в заглавии взял слово духовность в кавычки.
А еще с этим словом связано бесчисленное количество спекуляций от бесчисленного количества самых разнообразных «гуру».
И все, без исключения, "мото-гуру" приплетают "духовность" к мото только в коммерческих целях.
- Мотоциклы не имеют отношения ни к одной религии. А религии не имеют отношения к мотоциклам.
- Ни один "мото-гуру" не делает ничего бесплатно: у них всех есть свои мотошколы, которые работают на вполне земной коммерческой основе.
Стилистически, лидеры этих школ ведут себя по-разному.
Кто-то тонко унижает неофитов, давая им понять, на каком низком уровне развития они находятся, и какой долгий и сложный путь им предстоит пройти (разумеется, в рамках их школы), чтобы достичь «нужного уровня» и «стать крутым».
Есть и такие, которые эксплуатируют идею дворового «самурайства»: вижу цель, не замечаю препятствий. У таких, если ученик сломал руку/ногу/шею — это не повод прекратить тренировку, и «чем хуже условия — тем лучше развитие».
Встречается и смешанная стилистика управления.
Но у всех «мото-гуру» есть одна общая черта: они стремятся не только (а чаще, не столько) научить учеников, как ездить на мотоцикле, но и поучают «как жить» вообще.
Все они проповедуют идею того, что человек, такой какой он есть, чем-то плох и должен стать кем-то/чем-то другим (стать "как кто-то" или "как что-то"), привнося в духовное развитие элементы сравнительности, соревновательности и бесконечного недовольства собой.
Мало кто предлагает остановиться и побыть просто тем, кто ты есть и таким, какой ты есть. А ведь, парадоксальным образом, любое движение требует остановки, и любой путь изменений может начаться только с этого базового признания и приятия себя.
И если начать с этого, то запросто может оказаться, что и мотоцикл особо не нужен! Но это, разумеется, не вписывается в планы никакого «мото-гуру».
Все эти манипуляции эмоциями и сознанием, в общем-то, шиты белыми нитками. Цепляют они, как правило только неопытную молодежь или немногочисленных взрослых людей, которые надеются найти в мотоциклизме решение каких-то сиюминутных жизненных сложностей.
У нас вообще распространены сакрализация и ничем не обоснованное одухотворение экстремальных видов деятельности (к коим относится и вождение мотоциклов), как неких «волшебных пилюль», приняв которые, человек автоматически становится свободным и просветленным!
Именно в мотомир, эту путаницу могло внести название знаменитой книги Роберта Пирсига «Дзен и искусство ухода за мотоциклом».
Я могу ошибиться (давно ее читал), но, по памяти, слово "Дзен" употребляется в книге только один раз - в названии.
Сама книга — это рассказ о мотопутешествии, перемежающийся интереснейшими наблюдениями за современным социумом и серьезными философскими размышлениями и обобщениями.
Многие религиозные практики (и Дзен, в том числе), действительно, подразумевают максимальную концентрацию на процессах «здесь и сейчас», максимально непосредственное участие/пребывание в текущем моменте.
Но это случайное и внешнее сходство. Иначе все мотоциклисты автоматически становились бы просветленными или святыми. А жизнь показывает, что это совсем не так.
Сама по себе — нет: в духовном плане, вождение мотоцикла не уникально, и ни чем не отличается от любой другой человеческой деятельности.
Комментарии
Отправить комментарий