Мотоциклизм и "духовность"

 

Я не случайно в заглавии взял слово духовность в кавычки.

У каждого с этим словом связано что-то свое: для кого-то это нечто конкретное (например — определенная религия), для кого-то что-то интуитивно-неуловимое.

А еще с этим словом связано бесчисленное количество спекуляций от бесчисленного количества самых разнообразных «гуру».

Среди прочих, есть среди них и "мото-гуру": то есть мотоинструкторы, которые претендуют на "духовное лидерство".

И все, без исключения, "мото-гуру" приплетают "духовность" к мото только в коммерческих целях.

Почему я так думаю? По двум причинам.
  1. Мотоциклы не имеют отношения ни к одной религии. А религии не имеют отношения к мотоциклам.
  1. Ни один "мото-гуру" не делает ничего бесплатно: у них всех есть свои мотошколы, которые работают на вполне земной коммерческой основе.

Стилистически, лидеры этих школ ведут себя по-разному.

Кто-то выступает в роли "зажигалки": безостановочно генерирует оптимистичные лозунги и «позитивный настой».

Кто-то тонко унижает неофитов, давая им понять, на каком низком уровне развития они находятся, и какой долгий и сложный путь им предстоит пройти (разумеется, в рамках их школы), чтобы достичь «нужного уровня» и «стать крутым».

Кто-то глубокомысленно улыбается, говорит загадками (и всегда тихим голосом) и обязательно употребит слово "Дзен", демонстрируя бесконечные "мудрость, терпение и просветленность".

Есть и такие, которые эксплуатируют идею дворового «самурайства»: вижу цель, не замечаю препятствий. У таких, если ученик сломал руку/ногу/шею — это не повод прекратить тренировку, и «чем хуже условия — тем лучше развитие».

Встречается и смешанная стилистика управления.

Но у всех «мото-гуру» есть одна общая черта: они стремятся не только (а чаще, не столько) научить учеников, как ездить на мотоцикле, но и поучают «как жить» вообще. 

А еще я заметил, что все "гуру" частенько призывают с чем-то «слиться»: гуру серфинга — с волной, гуру-каллиграфии — с кистью,  мото-гуру — с мотоциклом...

Все они проповедуют идею того, что человек, такой какой он есть, чем-то плох и должен стать кем-то/чем-то другим (стать "как кто-то" или "как что-то"), привнося в духовное развитие элементы сравнительности, соревновательности и бесконечного недовольства собой.

Мало кто предлагает остановиться и побыть просто тем, кто ты есть и таким, какой ты есть. А ведь, парадоксальным образом, любое движение требует остановки, и любой путь изменений может начаться только с этого базового признания и приятия себя. 

И если начать с этого, то запросто может оказаться, что и мотоцикл особо не нужен! Но это, разумеется, не вписывается в планы никакого «мото-гуру».

Все эти манипуляции эмоциями и сознанием, в общем-то, шиты белыми нитками. Цепляют они, как правило только неопытную молодежь или немногочисленных взрослых людей, которые надеются найти в мотоциклизме решение каких-то сиюминутных жизненных сложностей.

У нас вообще распространены сакрализация и ничем не обоснованное одухотворение экстремальных видов деятельности (к коим относится и вождение мотоциклов), как неких «волшебных пилюль», приняв которые, человек автоматически становится свободным и просветленным!

Именно в мотомир, эту путаницу могло внести название знаменитой книги Роберта Пирсига «Дзен и искусство ухода за мотоциклом».

Я могу ошибиться (давно ее читал), но, по памяти, слово "Дзен" употребляется в книге только один раз - в названии. 

Сама книга — это рассказ о мотопутешествии, перемежающийся интереснейшими наблюдениями за современным социумом и серьезными философскими размышлениями и обобщениями.

Никакой мистики и никаких "дзен-спекуляций" в книге нет.

Многие религиозные практики (и Дзен, в том числе), действительно, подразумевают максимальную концентрацию на процессах «здесь и сейчас», максимально непосредственное участие/пребывание в текущем моменте.

И эффективное вождение мотоцикла тоже требует похожей сосредоточенности.

Но это случайное и внешнее сходство. Иначе все мотоциклисты автоматически становились бы просветленными или святыми. А жизнь показывает, что это совсем не так.

Так может ли езда на мото дать что-то большее, чем она есть? Может ли она помочь в духовном развитии?

Сама по себе — нет: в духовном плане, вождение мотоцикла не уникально, и ни чем не отличается от любой другой человеческой деятельности.

С другой стороны, человек способен одухотворить что угодно, и таким образом что угодно может стать инструментом для духовного развития. В том числе, и мотоцикл.

Комментарии