Как выбрать хорошую мотошколу?

 

Когда-то я работал инструктором в мотошколе. Многие мои друзья и сейчас являются действующими инструкторами разных мотодисциплин в разных командах.

В процессе работы и общения у меня накопились некоторые впечатления и наблюдения, которыми я бы и хотел поделиться в этой статье.

Думаю, что они могут оказаться полезными и тем, кто ищет для себя место для мотообучения, так и тем, кто уже где-то учится. 

Красивый сайт, удобная форма записи, вежливая секретарша на контактном телефоне - всем этим в наше время уже никого не удивить. Но есть некоторые моменты, которые с хода заметны только специалистам...

Итак, на что я рекомендую обратить внимание при выборе мотошколы.

Площадка на которой проходит обучение

Качество асфальта

Площадка должна быть асфальтированной. Бетонное или грунтовое покрытие неприемлемо для нормального обучения на А.

Асфальт должен быть в хорошем состоянии: без ям, дыр, не потрескавшийся.

Если вам покажут разбитую площадку и скажут что-то типа залихватского «Тяжело в учении — легко в бою!» или назидательного «В городе еще хуже бывает! Привыкай к реалиям наших дорог!» - постарайтесь найти другую мотошколу.

Дело в том, что правильные базовые навыки — это самое главное в мотообучении. И закладываются они с самого первого занятия. И переучиваться потом очень сложно. Поэтому, если вы будете вынуждены все делать с оглядкой на ямы, дыры и лужи (как логичное следствие после каждого дождя) — это надолго деформирует ваш стиль езды не в лучшую сторону. 

Чистота площадки

Разумеется, все мотошколы, так или иначе, убирают свои площадки. Но кто-то делает это часто и регулярно, а кто-то редко и иногда.

Пыль, песок, мелкие камни, листья, ветки, бытовой мусор (принесенный ветром) — все это тоже очень сильно мешает обучению.

Если вы увидите грязную площадку — насторожитесь!

Защитная экипировка

Падают все: и опытные мотоциклисты, и уже тем более неопытные. И последствия падения предсказать невозможно: кто-то поднимется и поедет дальше на мотоцикле, а кто-то не поднимется и тоже поедет, но только в машине скорой помощи. 

На учебной площадке от травм тоже никто не застрахован. Поэтому, чтобы вам ни обещали и как бы ни успокаивали, никогда не садитесь на мотоцикл без защиты. Даже если ваш инструктор ездит в шортах, майке и шлепанцах — это не значит, что вам тоже стоит так ездить.

Обязательные элементы защиты: шлем, защита спины, защита локтей, защита коленей, перчатки (желательно не тряпочные, а с хотя бы минимальной защитой костяшек и запястий).

Лично я настоятельно рекомендую и мотообувь. Я считаю мотобувь таким же важным элементом защиты, как и шлем. Но мотоботы - это редкость в мотошколах на А. Поэтому рекомендую сразу купить свою пару, хотя бы невысоких, можно б/у мотобот.

Если вы узнаете, что вам не предоставят экипировку (даже в аренду), или увидите, что она в плачевном состоянии — лучше поискать более «защищенную» мотошколу.

Бытовые удобства и их состояние

Чистый туалет с туалетной бумагой, возможность помыть руки и умыться, питьевая вода и одноразовые стаканчики, место для отдыха в тени со стульями, возможность переодеться и оставить на хранение (или просто запереть где-то) ценные вещи — все это тоже важные составляющие нормального обучения. 

Все это должно быть.

Поэтому если вы увидите что нет даже минимальных бытовых удобств, или они есть, но везде грязь, переполненные туалеты и мусорные ведра — скорее всего, это не случайность, а система, и так будет всегда. Я бы в такой мотошколе не остался.

Состояние мотоциклов

Учебные мотоциклы могут быть в двух состояниях: хорошем и плохом.

На мотоцикле в хорошем техническом состоянии вы научитесь всему быстрее и с меньшими затратами сил и времени. На "убитом" мотоцикле, соответственно, вы будете учиться долго и мучительно.

Некоторые признаки плохого состояния мотоцикла:

- Мотоцикл плохо/долго заводится (как вариант — заводится с толкача)

- Из мотоцикла текут жидкости (масло ДВС, масло из вилки, тормозная жидкость, антифриз). Это легко увидеть, если осмотреть сам мотоцикл и асфальт под ним: видны потеки, пятна, лужи.

- У мотоцикла плохо (не эффективно) работает или, в принципе, не работает какой-то из тормозов.

- При движении мотоцикл очень сильно вибрирует, звенит, трещит и т. п.

- Не ловится или плохо ловится нейтральное положение коробки передач.

- Мотоцикл не реагирует или очень медленно реагирует на открытие газа (Газ открыт, мотоцикл ревет, но разгоняется очень медленно)

- Мотоцикл глохнет или останавливается без очевидной причины.

Плохим признаком является также, если у мотоцикла разломанные или небрежно закрепленные внешние пластиковые элементы, разболтаны защитные дуги, разбита приборная панель, рваная резина на рукоятках газа и тормоза.

Ну и если мот в грязи и пыли — это тоже плохо.

Даже если вы ничего не смыслите в техническом состоянии мототехники, со зрением у вас, надеюсь, все в порядке. Поэтому при первом посещении мотошколы обязательно попросите показать вам учебные мотоциклы и внимательно их осмотрите.

А на пробном занятии обратите внимание на вышеперечисленные симптомы: если они в избытке присутствуют у вашего учебного мотоцикла — это повод задуматься о качестве услуг этой мотошколы.

Инструкторы 

Тому каким должен быть хороший мотоинструктор я посвятил отдельную статью, которую можно прочитать ЗДЕСЬ.

Первое и самое главное: сколько учеников одновременно ведет на занятии ваш инструктор?

Идеальная ситуация для обучения — это индивидуальные занятия: когда один инструктор занимается только с одним учеником. При таком подходе вы будете получать максимально много внимания на протяжении всего урока.

Все другие варианты, при которых инструктор занимается не только с вами - это ухудшение качества обучения

В качестве компромисса можно рассмотреть формат семинара: когда несколько учеников по очереди выполняют одни и те же задания, а инструктор смотрит на каждого и каждому дает индивидуальную обратную связь. Это, по сути, то же индивидуальное занятие, но растянутое во времени, т. к. все ждут своей очереди. Успеете вы за урок, в таком формате, меньше, но зато посмотрите на ошибки своих коллег со стороны. Свои плюсы и свои минусы.

То есть, еще раз: одним из существенных признаков хорошей работы инструктора является то, что инструктор видит вас КАЖДУЮ МИНУТУ времени на занятии.

Например, если вы упали, а инструктор прибегает откуда-то и спрашивает вас: «Что случилось?» - это нонсенс. Потому что это не вы должны ответить ему на этот вопрос, а он вам: инструктор должен был наблюдать за вашими действиями перед падением и заметить, какую именно ошибку вы допустили. И т. д., и т.п.

Слишком долгое время для «самостоятельных занятий» - это тоже настораживающий момент.

Да, накат самостоятельного опыта — это обязательный элемент обучения. Но самостоятельное выполнение задания предполагает, что инструктор, хоть и не вмешивается в процесс, но продолжает наблюдать за вами.

Ситуация, когда вы двигаетесь по площадке на мотоцикле, а инструктор куда-то ушел или «не вылезает из смартфона», не приемлема: даже если вы занимаетесь самостоятельно, в любой момент вы должны иметь возможность задать вопрос своему инструктору по поводу текущего процесса.

Опоздания на занятие

Опоздание — это воровство (вашего времени, а значит и денег).

Когда вы опаздываете на занятие — вы обкрадываете сами себя.

Когда инструктор опаздывает на занятие — он обкрадывает вас.

Если это произошло один-два раза — это еще может быть случайностью. Но если чаще — это уже система. И нужно четко высказаться по этому поводу, вплоть до требования компенсации.

Либо сменить инструктора. Крайний вариант — сменить мотошколу.




Комментарии