Мотокросс, как база мотовождения

Мотокросс - это, несомненно, король мотоспорта!

В отношение управления мотоциклом, он самый комплексный, динамичный и непредсказуемый.

При этом, в мотокроссе используются те же базовые техники управления, которые применимы и в любой другой мотодисциплине. Но требования к правильности их выполнения на порядок выше.

Мотокросс - это шахматы

Основная сложность заключается в том, что быстро ехать приходится не по ровному асфальту, а по неровному и нестабильному грунтовому покрытию. Поэтому, для успешного заезда, необходимо учитывать не только особенности рельефа (подъемы, спуски, трамплины, волны...), но и характер грунта в целом (камни, земля, песок), и его сиюминутные состояния (сухой он или влажный, плотный или рыхлый), которые могут меняться и в течение тренировочного дня, и даже в рамках одной тренировки.
При этом, разные элементы выполняются по-разному на разном рельефе, разных покрытиях и разных скоростях.

Таким образом, кроссовая трасса, накладываясь на рельеф со всеми его нюансами, превращается в настоящую шахматную партию, играть которую необходимо на очень высокой скорости.

Все это предъявляет высокие требования к физической, технической, психологической подготовке, и бросает мото-кроссмену настоящий вызов! 

Мотокросс - это база

Часто бывает так, что мотоциклист, который, казалось бы, «собаку съел» на вождении по дорогам общего пользования, начинает грубо нарушать базовые принципы управления мотоциклом на грунтовой трассе, так как он оказывается совершенно бессилен против опасных проявлений своего инстинкта самосохранения.

Это, является прямым доказательством того, что каким бы обширным ни был мото-опыт, он не способен изменить нашу человеческую природу: "рефлексы самосохранения" никуда не исчезают и всегда будут проявляться в нестандартных для нас ситуациях. 

Как писал Кейт Код: «Проявления инстинкта самосохранения (ПИС) являются причиной ВСЕХ инцидентов с участием мотоциклов. По сути, именно они разрушают езду.»

Поэтому мотокросс всегда начинается с азов: как-будто человек заново учится водить мотоцикл, но уже в новых условиях.  

Наработка базовых навыков вождения мотоцикла

«Смотрим туда, куда хотим приехать!» - это самое логичное и очевидное правило, применимое к управлению любым видом транспорта.

Однако есть нюанс: поверхность кроссовой трассы неровная и нестабильная, и это принципиально ухудшает устойчивость и управляемость мотоцикла, по сравнению с ровным асфальтом. 

Мотоцикл постоянно подпрыгивает на кочках, проваливается в ямах, скользит на камнях, песке или рыхлом грунте, попадает в продольные колеи и т.п, и т.д. 

"Асфальтовые" приемы управления и контроля здесь не работают. Возникает страх, мотоциклист начинает слишком пристально разглядывать дорожное покрытие, надеясь "вовремя заметить препятствия", и перестает контролировать траекторию в целом. Иными словами - "утыкается глазами в землю".

Во-первых, разглядывать дорожное покрытие непосредственно перед передним колесом совершенно бессмысленно: что бы вы там ни увидели (яму, кирпич, бревно, край обрыва, противопехотную мину) — через секунду вы туда уже, неминуемо, приедете.
Ну, разве что, будете знать, от чего подскочил или клюнул ваш мотоцикл. 

Во-вторых, правило "Куда смотрим - туда и едем" - это непреложная истина. Не осознанно, мы направляем мотоцикл в сторону объекта, на котором зафиксирован наш взгляд. И если мы разглядываем очередной булыжник или яму на нашему пути - мы в них и приедем.

Есть и еще один психологический нюанс. Конкретный предмет или место рельефа, которые мы фиксируем взглядом, наш мозг, подсознательно, воспринимает, как конечную цель нашего пути: по сути, как тупик. 

Кто-то на столько сильно пугается этого "тупика", что перестает шевелиться от страха. Такие райдеры на всей скорости приезжают в то самое препятствие, в которое они уперлись взглядом. 

Другие, тоже пугаются, но не на столько сильно. Поэтому они просто закрывают газ и начинают тормозить даже в самом простом повороте или на огромной поляне с единственным деревом по середине. 

Причина та же - фиксация взгляда. 

Если мы видим свободную дорогу - мы легко направляем туда мотоцикл, открываем газ и едем дальше. Если мы видим тупик, то мы, разумеется, тормозим.

Но на грунте разнообразный рельеф и неровная поверхность — это норма: кроссовая трасса всегда и вся такая!
Поэтому нет никакого смысла вглядываться в каждый камень, бугорок, ямку, лужу — все их объехать не удастся.

То есть к езде по неровной поверхности нужно психологически привыкнуть. После асфальта, адаптация к грунту, поведению кроссового мотоцикла и техникам его управления потребует некоторого времени.

«Держимся за мотоцикл ногами. Не держимся за руль руками. Расслабляем руки.»

Ровно та же история и с этим базовым правилом:

- Мотоцикл «колбасит» на неровной поверхности. 

- Возникает страх потерять контроль. 

- Мотоциклист крепче сжимает руль, надеясь этот контроль обрести.

На асфальте этот эффект особенно ярко проявляется при вобблинге переднего колеса: когда оно начинает очень быстро самопроизвольно вилять влево-вправо.

Если при вобблинге крепко схватиться за руль, то, через руки и тело мотоциклиста, вибрация колеса и руля начнет передаваться на весь мотоцикл и обратно на руль.
То есть чем крепче держать руль в этот момент — тем сильнее будет раскачиваться мотоцикл. И он может раскачаться до такой амплитуды, что просто упадет.

Единственный выход из этого положения - это расслабить руки, прибавить газ и позволить колесу самоподруливать и самовыравниваться (благодаря гироскопическому эффекту, работе подвески и рулевой колонки).

На асфальте нестабильность переднего колеса - это не частое явление.
А на кроссовой трассе - это норма.

Переднее колесо на грунтовке постоянно сбивается с прямого пути какими-то неровностями, постоянно вибрирует, руль постоянно «вырывается из рук». И если за него хвататься, то двигаться станет совершенно невозможно: см.выше.

И к такому «нестабильному положению руля» тоже придется некоторое время адаптироваться.

Правильное положение тела. "При разгоне - вперед, при торможении - назад."

В мотокроссе, большую часть времени, ездят стоя на подножках или «в стойке».
(В отличии от городских мотоциклов или спортбайков, на кроссовом мотоцикле очень высокий руль, и ехать в стойке достаточно удобно.)

Во-первых, так центр тяжести системы «мотоцикл-мотоциклист» помещается максимально низко.
То есть 50-100 кг веса мотоциклиста находятся не на уровне седла, а на уровне подножек: максимально близко к земле. Это придает всей системе большую устойчивость. (Вспомните, как устроена детская игрушка «Неваляшка»)

Во-вторых, это просто комфортнее.
Если мотоциклист сидит, а мотоцикл постоянно подпрыгивает на неровностях, то все удары седла приходятся на его ягодицы, крестец и позвоночник. Это, как минимум, неприятно, иногда больно, и может стать даже причиной травмы.

Если же мотоциклист стоит на подножках, то суставы ног (тазобедренные, коленные, стоп) дополняют работу подвесок, помогая гасить вертикальные колебания мотоцикла.

Однако, такая посадка, точнее - постановка, на подножках, категорически требует соблюдения еще одного базового мото-правила:
«При разгоне наклоняться вперед, при торможении отклоняться назад.»

Вспомните: когда вы быстро ускоряетесь (на мотоцикле, на автомобиле, при взлете самолета) вас «откидывает» назад, а при торможении вы валитесь вперед.

Причина этого явления — инерция.

При ускорении, верхняя часть тела мотоциклиста (туловище, руки, плечи, голова) по инерции, стремится оставаться в покое относительно земли: мотоцикл уезжает вперед с нижней частью тела (тазом и ногами). Субъективно это ощущается, как «откидывание назад».

При торможении, все наоборот: уже разогнанное до какой-то скорости тело, стремится двигаться вперед. И когда мотоцикл, с нижней частью тела, тормозит и замедляется, то верхняя часть, по инерции, продолжает движение вперед.

Этот эффекты усиливает и работа подвесок.

При разгоне нагружается заднее колесо, а переднее разгружается и стремится приподняться: мотоцикл, в той или иной степени, делает вилли или «козлит».
И если верхняя часть тела и руки райдера будут находиться над передней частью мотоцикла, то, при необходимости, всегда можно будет чуть придавить руль к земле и не дать ему задраться слишком высоко.

При торможении масса системы переносится на переднее колесо, оно загружается, а заднее разгружается и стремится оторваться от земли: мотоцикл «клюёт» (крайний вариант — встает в стоппи).
Если в этот момент находиться ближе к «корме», то вес тела загрузит заднюю часть мотоцикла и не позволит ей подняться слишком высоко.

Действие инерции обязательно необходимо предугадывать и заранее компенсировать!
Если этого не делать, то при разгоне мотоциклист может упасть с мотоцикла назад (с мотоциклом или без), а при торможении может улететь через руль вперед.

Кроссовые мотоциклы довольно быстро ускоряются, поэтому правильное положение тела является абсолютно обязательным. А в стойке без компенсации инерции вы, в принципе, не сможете ехать, так как будете постоянно терять равновесие.

Ну и последняя по порядку, но, может быть, самая главная по значению, - это базовая мото-истина «Скорость — наш друг!»
Это верно для любой двухколесной техники и любого покрытия, но для мотокросса это верно вдвойне!

Скорость, ускорение, вес, масса, инерция, гироскопический эффект, сила тяжести, сила трения, их взаимосвязь и противоречия — это и есть те силы, с помощью которых мы управляем мотоциклом.

Какие-то из них не зависят от движения, какие-то возникают только при движении. С появлением и увеличением скорости, этих сил и их комбинаций становится больше, и появляется возможность с их помощью эффективнее управлять мотоциклом.

Для езды по грунту скорость и ускорение особенно актуальны.
Например, при ускорении, как описано выше, переднее колесо разгружается и стремится приподняться.
По этой причине оно не утыкается в каждую неровность грунта, и не попадается, как в ловушку, в каждую ямку или колею: оно прокатывается над ними, только слегка касаясь. Это дает возможность передней подвеске эффективно компенсировать вибрации от неровной поверхности земли.

Разогнанное заднее колесо тоже не цепляется за неровности и не проваливается в углубления: оно перекатывается, переводя «энергию вертикального падения» в «энергию качения».

В общем, чем выше скорость, тем ровнее и стабильнее едет и лучше управляется мотоцикл. 

Однако, привычка к ровному асфальту и инстинкт самосохранения заставляют закрывать ручку газа при любой нестабильности дороги! Как только мотоцикл начинает раскачиваться и трястись на неровностях грунтовой трассы, неопытный мотоциклист начинает замедляться.

Даже при поездке на городском мотоцикле рекомендуется ходом преодолевать мелкие неровности покрытия, т.к. любое качение лучше вертикального падения или втыкания. Хотя, неровности для дорожных мотоциклов - это форс-мажор: они слишком тяжелые, и их подвески не предназначены для преодоления препятствий на хорошем ходу.

Но если вы едете на легком кроссовом мотоцикле с соответствующей подвеской по грунтовой трассе, то сомнений быть не должно: нужно открыть газ и именно таким образом решить все проблемы!

Перечислить все комбинации опасных проявлений инстинкта самосохранения невозможно. Надеюсь, что приведенных примеров уже достаточно, чтобы стало понятно: мотокросс непростой, но очень эффективный "тренер" основ мотовождения.

Поэтому, если вы научитесь управлять кроссовым мотоциклом на грунте - значит вы легко научитесь управлять любым мотоциклом на любом покрытии!

Комментарии