Четыре Когнитивных искажения, мешающие нашему контакту с реальностью и уменьшающие наши шансы на выживание.
Идею этой статьи и общую канву подал мне Costas Kalamkarov - замечательный мотоинструктор с острова Кипр. Подробнее о нем и его методике обучения вождению мотоцикла вы сможете узнать, пройдя по ссылкам в конце статьи.
Итак...
Когнити́вное искаже́ние — понятие когнитивной науки, означающее систематические отклонения в поведении, восприятии и мышлении, обусловленные субъективными убеждениями (предубеждениями) и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, а также физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга.
Рассмотрим несколько когнитивных искажений, мешающих нашему контакту с реальностью и уменьшающих наши шансы на выживание.
1. Эффект Даннинга — Крюгера.
Человек с низкой компетентностью, совершая ошибки, не понимает, что он ошибся, в следствие все той же низкой компетентности.
Этот замкнутый круг формирует у него завышенную самооценку, неадекватную реальному положению вещей.
С другой стороны, компетентный человек, судит об окружающих по себе, преувеличивает их среднестатистический уровень и таким образом преуменьшает свое реальную относительную компетентность.
Такие люди чаще страдают от неуверенности, считают, что задачи, которые даются им легко, даются легко и всем остальным, и считают, что окружающие оценивают их так же невысоко, как они сами себя.
В мото-сообществе можно встретить оба эти типа: и самоуверенных низкоквалифицированных мотоциклистов, с апломбом вещающих откровенную ересь, и вечно недовольных собой, нервных и мрачных топ-райдеров.
Как мотоциклисты, такие люди находятся в опасности, так как они не в контакте с реальным положением дел: один переоценивает себя, другой переоценивает окружающих.
2. Предвзятость подтверждения.
Когнитивное искажение, проявляющееся в тенденции искать, интерпретировать и вспоминать информацию таким образом, чтобы подтверждать свои уже сформированные концепции.
Допустим, начинающий мотоциклист пар-тройку раз перетормозил передком, упал, и у него появился «страх тормоза».
После этого, из огромного поля окружающей информации, он выуживает концепцию «лучше объезжать, чем тормозить» и делает ее своим кредо.
В любой мототусовке он будет охотно и с удовольствием выслушивать такое же мнение от других, все больше и больше в нем укрепляясь.
В закладках его компьютера окажутся ролики только с неудачными торможениями, которые привели к авариями.
А если спросить его мнение об АБС, то он ответит, что это происки маркетологов, которые пытаются «впарить» более дорогое оборудование.
Подобная однобокость может иметь и свои плюсы: есть вероятность, что такой райдер в совершенстве овладеет работой с газом и рулением и даже, возможно, в какой-то мере, компенсирует этим свою неспособность нормально тормозить.
Любому человеку приятно быть правым, и неприятно признавать свои ошибки. Но способность беспристрастно рассматривать все аргументы и мнения, с большей вероятностью, поможет войти в более полный контакт с реальным миром и позволит пользоваться большей палитрой возможностей.
А это значительно повышает шансы на выживание!
3. Эффект Пелцмана или иллюзорная компенсация риска.
Когнитивное искажение, при котором слишком большое количество защитных устройств и правил техники безопасности повышают риск несчастных случаев из-за ложного чувства неуязвимости.
Эффект Пелцмана проявляется в самых разных аспектах авто и мото-жизни, что подтверждается многочисленными исследованиями.
Американский Highway Loss Data Institute провел исследования, которые показали, что у водителей, управляющих автомобилями с антиблокировочной системой (АБС), шансы погибнуть больше, чем у водителей автомобилей без нее.
Исследование на ту же тему было проведено и в Германии.
Часть автомобилей мюнхенского таксопарка оснастили АБС.
Наблюдения в течение трех лет показали, что водители машин с АБС осознанно допускали рискованные ситуации, рассчитывая на эту систему, а водители машин без АБС делала все, чтобы, в принципе, избежать риска.
Интереснейшее исследование восприятия мотоэкипа было проведено в Англии.
Статистика показала, что автомобили чаще сталкиваются с теми мотоциклистами, которые едут в полной экипировке, чем с теми, кто экипирован частично или совсем без защиты.
Оказалось, что это связано с ложной уверенностью автомобилистов в том, что фулл экип способен защитить мотоциклистов, и они позволяли себе более рискованные маневры рядом с ними.
К мотоциклистам без экипировки автомобилисты относились с большими бережностью и осторожностью.
Аналогичное искажение было выявлено и у мотоциклистов.
Фулл экип создавал у них ложное чувство неуязвимости, и они демонстрировали более рискованное поведение на дороге, по сравнению с ездой без полной экипировки.
К когнитивным искажениями я бы отнес и мнение о том, что дорогая экипировка известных брендов защищает на несколько порядков лучше дешевого ноунейма. Мне видится в этом веровании что-то архаично-мистическое: как-будто, пожертвовав больше денег, автоматически откупаешься от опасности, а брендированный экип сродни "непробиваемым доспехам" из какой-нибудь компьютерной игры.
Наконец, как ни парадоксально это прозвучит, но опасность для мотоциклиста может представлять даже его собственная высокая водительская квалификация, так как с повышением мастерства, повышается и порог возникновения страха.
Если мы чувствуем страх — мы меньше рискуем, если не чувствуем — больше.
И естественно и закономерно то, что, становясь более компетентными райдерами, мы стремимся расширить свои границы.
Однако, очень важно найти нужный баланс: то есть ориентироваться не только на свои субъективные ощущения (отсутствие страха), но и опираться на реальность.
4. Слепое пятно в отношении искажений или «У другого в глазу соринку видим, а у себя бревна на замечаем»
Когнитивное искажение, проявляющееся в более легком обнаружении недостатков у других людей, нежели у себя. В следствие чего формируется неадекватное восприятие и себя, и окружающих.
Даже если мы достаточно квалифицированы, для того чтобы увидеть, как ошибаются другие, свои собственные ошибки заметить намного сложнее.
И не только потому что быть неправым - это эмоционально неприятно, а ошибки — это удар по самооценке.
Для того чтобы справиться с этой задачей без внешнего руководства, необходимо воспитать в себе "внутреннего тренера", ставить себя в нестандартные ситуации и сознательно выходить из зоны комфорта.
Регулярные эксперименты (с разными мотодисциплинами и классами мотоциклов, разными покрытиями и погодными условиями, одиночные занятия и участие в соревнованиях...), самонаблюдение и самоанализ; проверка и перепроверка теоретических знаний на практике — все это позволит научиться самодиагностике и самообучению: формулировке своих проблем, выяснению их причин и нахождению путей их решения.
В конце концов, «путешествовать» по разным мото-мирам — это не менее увлекательно, чем путешествовать по разными городам или даже странам!
P.S. В статье мы коснулись только нескольких феноменов и показали их влияние на нас, как на водителей. На самом деле, описанных учеными когнитивных искажений значительно больше, и влияют они на все сферы жизни.
Costas Kalamkarov - профессиональный мотоинструктор (сам себя он называет "Мото Терапевт")
Сертификат RoSPA Advanced Motorcycle Tutor, Квалификация Advanced Rider Gold Award
Дополнительно обучение в California Superbike School и Yamaha Champions Riding school
Больше информации о методике Костаса и его тренировках можно получить по ссылкам
Proactive Rider FB Proactive Rider YouTube Proactive Rider Instagram
Комментарии
Отправить комментарий