"Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы..." Иосиф Бродский
Использование мотоцикла для передвижения по дорогам общего пользования (ДОП), само по себе, не увеличивает риск попасть в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Даже уменьшает, если уметь его водить.
Но цена ошибки, то есть тот ущерб, который получает мотоциклист в ДТП - на порядок выше, чем у водителя автомобиля. И никакая экипировка не защитит от травм, в случае инцидента на высокой скорости.
В этой связи, самым главным для безопасности становится уровень подготовки пилота для вождения мотоцикла по ДОП. Водительская квалификация мотоциклиста должна быть, соответственно, на порядок выше, чем у среднестатистического автомобилиста.
Когда говорят, что «мотоциклист должен думать и за себя, и за всех окружающих» - это не риторический ход и не простая банальность. В этой фразе сформулирован базовый принцип мотоциклизма: брать всю ответственность на себя (на дороге, разумеется, а не в суде).
Почему же такое неравенство? Почему ответственность не делится на всех поровну, а должна полностью браться мотоциклистом? По меньшей мере, по двум причинам.
Первую я уже упомянул — это высокая цена ошибки.
Де-юре, мотоциклист и автомобилист находятся в абсолютно равном положении, а де-факто, мотоциклист всегда больше рискует своей техникой, здоровьем, жизнью. При этом, вы никогда не знаете, какие соседи по дороге вам попадутся, и их ошибки легко могут стать вашими проблемами.
Поэтому не только ваши собственные навыки вождения должны быть безупречны, но и ваши способности наблюдать за дорожной ситуацией, делать правильные выводы и действовать на опережение тоже должны быть на высоте.
Вторая причина заключается в том, что мотоцикл обладает на порядок большим потенциалом, по сравнению с другими транспортными средствами: огромные мощность, момент, ускорение, маневренность, при небольших весе и размерах, дают больше власти над временем и пространством.
Это, несомненно, позволяет повысить безопасность пилота и, в какой-то степени, компенсировать его уязвимость. Разумеется, при грамотном использовании указанных преимуществ.
То есть, с одной стороны, мотоциклист очень уязвим, а с другой - мотоцикл дает значительно больше власти и свободы. И основная задача любого мотоциклиста - это найти и удерживать оптимальный баланс между этими факторами.
Таким образом, если на дороге что-то пошло не так, как вам хотелось бы, это значит что или вы сами ошиблись, или просмотрели опасную ситуацию, созданную другими.
Но бóльшая власть подразумевает и бóльшую ответственность. И, как я уже сказал в начале, самое главное - это уровень водительской подготовки мотоциклиста.
По уровню общественной опасности мотоцикл ничем не отличается от заряженного пистолета: в неумелых руках, он опасен и для окружающих, и для самого владельца.
Но даже при обучении вождению мотоцикла и оценке своего собственного уровня полагаться можно тоже только на себя или более опытных мото-коллег: государственное регулирование в отношении мото-обучения, на данный момент, полностью абсурдно.
После экзамена на площадке, который проходит на маломощной технике на скорости 10-20 км/ч, государство выдает разрешение выезжать на мотоцикле любой мощности на улицы любого города мира со скоростью 60-120 км/ч и более.
Будьте, пожалуйста, реалистами! Пластиковая карточка, выданная чиновником в погонах, не является вашим оберегом! А навыков, достаточных для безопасного вождения в городе, не может дать ни одна стандартная мотошкола.
Поэтому, после успешного экзамена в ГИБДД, не стоит бурно радоваться появлению "заветной буковки А" в водительских правах и почивать на лаврах.
Получили категорию А? Отлично! Теперь идите учиться водить мотоцикл!
И еще раз повторю: уровень водительской квалификации мотоциклиста должен быть значительно выше «среднего по дороге».
Понимаю, что это прозвучит непривычно, но оптимальное мото-обучение для ДОП должно выглядеть так:
1. Необходимо стать хорошим автоводителем, для того чтобы понимать, как устроен городской трафик.
Учиться ездить по городу сначала на автомобиле, а потом на мотоцикле - на порядок безопаснее.
2. Нужно научиться управлять мотоциклом на реальной скорости, а не "черепашьим шагом", как на площадке.
Но до получения мото-категории легально попрактиковаться на скорости, сравнимой с городской, вы можете только на спортивных треках.
Поэтому рекомендую достичь хотя бы небольшого развития в мотоспорте, для того чтобы научиться полноценно управлять мотоциклом на больших скоростях.
3. И только после этого можно выезжать на дороги общего пользования и продолжать мото-обучение уже в городе.
Да, полноценное мото-образование стоит гораздо дороже и времени занимает на много больше, чем вам предлагают в стандартных мотошколах. Но только оно обеспечит вам максимально возможную безопасность на дороге. Поэтому не жалейте времени, сил и, если надо, финансов на свое мото-обучение! Это те инвестиции, который с лихвой окупаются.
P.S. Подробнее почитать о доступных каждому мото-спортивных дисциплинах можно в нашей статье Полноценный опыт управления мотоциклом без категории А
Комментарии
Отправить комментарий