В защиту экзаменационных упражнений на категорию А

Сколько людей — столько и мнений. К обучения в мотошколе на категорию А тоже все относятся по-разному.

Большинство — как неизбежному злу, типа ЕГЭ. Для таких, процесс обучения — это каторга, от которой им хочется поскорее отделаться.
Мотошколу и мотоинструкторов такие ученики считают частью «государственной машины», и подозревают в намерениях нажиться за их счет.
Отсюда следует их категоричное требование: «Никакой базы, никаких доп.упражнений, никаких доп.знаний! Учим только экзаменационные упражнения!»

Я глубоко убежден в том, что если действительно научиться водить мотоцикл, то стандартный экзамен на категорию А не будет представлять никакой сложности. А также в том, что начинать формировать правильные навыки мотовождения нужно отнюдь не с разучивания экзаменационных упражнений.
Однако, осознанность и желание действительно чему-то научиться по-сути, а не для галочки, помогут извлечь максимум пользы, даже если ограничиться только экзаменом.

Итак, чему же нас учат экзаменационные упражнения на категорию А?

1. «Габаритный коридор» (колейная доска).

В этом упражнении нужно проехать между двумя полосами (внутри "коридора"), нарисованными на асфальте, не наезжая на них, и остановиться в конце этого коридора на нужном расстоянии от стоп-линии.
В стародавние времена, вместо полос на земле использовалась выступающая из земли доска. 

- Это упражнение учит, прежде всего, соблюдать прямолинейность движения на относительно небольших скоростях.

Для успешного выполнения нужно правильно сидеть на мотоцикле; правильно выбирать направление взгляда; не блокировать руль напряженными руками, но и не подруливать; уметь балансом тела (без использования руля) удерживать мотоцикл вертикально. 

Как вариант, можно выполнять это упражнение, используя мощное ускорение, которое поможет сохранить и баланс, и прямолинейность движения. Но тогда - смотри следующий пункт!

- "Коридор" так же учит выбирать верное соотношение между скоростью движения и необходимостью затормозить на точность (в нужном месте). 

Если ехать очень медленно, то мотоцикл будет менее устойчивым и удержать его на прямой в рамках коридора будет очень затруднительно. Если же слишком сильно разогнаться, то придется или тормозить еще внутри коридора (что создает риск сбиться с прямолинейной траектории и наехать на линию) или резко тормозить в самом конце упражнения, что может привести к блокировке заднего колеса, слишком длинному тормозному пути и наезду на стоп-линию. Или и вовсе к падению.

Уметь плавно тронуться с места в ограниченном пространстве, медленно ехать по прямолинейной траектории, плавно и контролируемо остановиться в нужной точке - все это, очевидно, жизненно необходимые навыки для мотоциклиста. Особенно, в плотном городском траффике.

2. «Высадка пассажира»

На первый взгляд, упражнение сложное и перегруженное деталями. Но, если присмотреться внимательнее, то окажется, что каждая деталь на своем месте и абсолютно логична.

Итак, по сюжету, на мотоцикле, вторым номером, сидит пассажир, и его необходимо высадить у тротуара, заранее предупредив об этом маневре окружающих: показав правый поворот левой рукой или включив поворотник (в разных ГИБДД этот момент трактуют по-разному). Остановиться нужно, соблюдая определенные интервалы: передний, относительно стоп-линии, и боковой, относительно воображаемого тротуара (он на площадке обозначен тоже линией).

Понятно, что возить пассажира можно только через 2 года, после получения «мотоправ». И значит, это упражнение, если воспринимать его буквально, не актуально для начинающего.
Однако, «Высадка» дает нам повод потренировать навыки, необходимые в городе с первых дней.

Во-первых, все та же эффективная координация разгона и торможения на малых скоростях в ограниченном пространстве (см.выше).

Во-вторых, езда на маленькой скорости с одной рукой (если мы показываем поворот рукой), без потери баланса и прямолинейности движения. Сделать это возможно только если вы "нашли баланс телом" и правильно сидите на мотоцикле в течение упражнения. 

В-третьих, отрабатывается маневр "парковка на маленькой скорости".
Правый поворот к условному тротуару — это, на самом деле, «зигзаг», т. е. два последовательных поворота: правый и левый. По сути, это перестановка в параллельную полосу движения, а этот навык очень полезен, например, при маневрировании в медленном траффике, или стоячей пробке.

В конце концов, «Высадка», даже без пассажира, когда-нибудь точно поможет вам припарковаться у обочины, заставленной автомобилями, или быстро и точно занять место на парковке.

3. «Восьмерка» и «Змейка»

«Восьмерка» — это королева мото-упражнений. И ее используют отнюдь не только на экзамене в ГИБДД. 

Прежде всего, она используется на тренировках мото-спортивных дисциплин (джимхане, кольцевых гонках, кроссе). Разумеется, для разных классов мотоциклов, разных поверхностей и скоростей используются разные по размеру и конфигурации «восьмерки». Но базовые навыки, которые развивает это упражнение, универсальны.  

Первое, и самое главное, при прохождении «восьмерки» (и вообще поворотов) — это взгляд. 

Правило «Куда смотрим — туда и едем», в этом упражнении, работает на все 100%. Взгляд мотоциклиста должен «бежать впереди» и заранее рисовать ту траекторию, по которой поедет мотоцикл. А поскольку траектория - это окружность, то и взгляд должен постоянно перемещаться по кривой и «тянуть за собой" мотоцикл. Для этого недостаточно скосить глаза: необходимо довольно сильно, быстро и, главное, вовремя поворачивать всю голову (а иногда и плечи) в стороны поворота.

Второй момент - это поиск и поддержание баланса на наклоненном мотоцикле. 

Способов добиться этого несколько, и для каждого используются разные технические приемы, применение которых зависит от радиуса окружностей, скорости, угла поворота, веса и габаритов мотоцикла, веса и габарита мотоциклиста, характеристиками двигателя мотоцикла и т.п.

Третье — это умение перекладывать мотоцикл из поворота в поворот. То, что я писал выше про взгляд - его перемещение - верно для перемещения баланса всей системы "мотоцикл+райдер". 

В первой части упражнения, мотоциклист наклоняет мотоцикл, находит баланс в наклоне и едет по дуге (по окружности). В какой-то момент, не останавливаясь, он на мгновение поднимает мотоцикл из наклона, быстро наклоняет его в другую сторону и начать двигаться по второй окружности.

«Змейка» относится к тому же типу упражнений, что и «Восьмерка». Можно сказать, что «змейка» - это несколько «полу-восьмерок», вытянутых в длину.

Успешно сделать "Змейку" можно несколькими способами, каждый из которых потребует сосредоточенности, психологической и физической дисциплинированности.

4. «Парковка»

Помимо прямого и, очевидно, необходимого навыка, «Парковка» помогает лучше познакомиться с мотоциклом: «почувствовать» его вес и баланс.

На самом первом ознакомительном занятии я всегда предлагаю ученикам снять мотоцикл с подножки и прокатить его руками по площадке по разным траекториям, контролируя скорость передним тормозом. На таком «пешем ходу» становится кое-что понятнее и про баланс, и про передний тормоз, и про вес мотоцикла, и про инерцию разгона-торможения, и про работу подвесок...

5. «Скоростное маневрирование»

Это — самое быстрое из экзаменационных упражнение. И уже одним этим оно заслуживает уважения. 

Основная проблема экзамена на категорию А заключается в том, что и подготовка к нему, и сам экзамен обычно проходят на сверхмалых и малых скоростях: это все, что можно позволить себе на учебной площадке. 

При том, что скорость в городе начинается, в среднем, от 60 км/ч. И это — колоссальное различие: торможение и руление на маленьких скоростях и на скоростях от 60 и выше кардинально отличаются друг от друга.

 Поэтому любая возможность хоть немного безопасно «погонять» - это огромное благо для начинающего мотоциклиста.

«Скоростное маневрирование» собрано из элементов всех предыдущих упражнений: останется просто научиться делать их чуть быстрее.

Таким образом, как глядя на каплю, можно попытаться представить себе океан, так и разучивая экзаменационные упражнения, тоже можно получить некоторое представление о мотовождении вообще. Главное - искреннее желание понять, научиться и готовность хоть немного потрудиться для этого.

Комментарии