Цель СУМ — дать райдеру больше времени на адекватное реагирование на дорожные ситуации, помехи, опасности и, таким образом, предотвратить ДТП.
Она включает в себя:
- внимательное наблюдение,
- быстрые прогнозирование и планирование,
- использование такого управления, которое поддерживает мотоцикл стабильным в любых ситуациях.
Помехи и опасности во время езды появляются поодиночке, группами, накладываются друг на друга, постоянно изменяются.
СУМ учитывает их постоянные изменения и превращает вождение в логичную последовательность действий.
Как работает СУМ
Система управления мотоциклом состоит из последовательности следующих действий:
- получение и обработка информации,
- выбор своего положения на дороге,
- выбор скорости движения,
- выбор передачи, соответствующей скорости,
- ускорение в выбранном направлении.
Каждая фаза развивается из предыдущей.
Блоки СУМ
Система управления мотоциклом состоит из последовательности следующих действий:
- получение и обработка информации,
- выбор своего положения на дороге,
- выбор скорости движения,
- выбор передачи, соответствующей скорости,
- ускорение в выбранном направлении.
Каждая фаза развивается из предыдущей.
Блоки СУМ
1. Информация
Информацию необходимо
Получать — Использовать/Обрабатывать - Сообщать (о себе окружающим)
Работа с информацией — основа СУМ. Она запускает СУМ, проходит последовательно через все фазы и производится все время движения.
Уязвимость, безопасность и, временами, сама жизнь мотоциклиста зависят
от его способности получать, использовать и сообщать информацию.
Способность обрабатывать "сложносочененную" информацию — это необходимое условие развития мотоциклиста.
Получайте информацию!
Смотрите вокруг! «Сканируйте» пространство впереди, по сторонам и сзади себя, используя все доступные средства и способы.
Зеркала
Вы должны быть в курсе ситуации за вашей спиной.
Получайте информацию!
Смотрите вокруг! «Сканируйте» пространство впереди, по сторонам и сзади себя, используя все доступные средства и способы.
Зеркала
Вы должны быть в курсе ситуации за вашей спиной.
Используйте зеркала и/или смотрите назад непосредственно глазами (на сколько это возможно) на соответствующих этапах СУМ.
Например, всегда делайте это перед изменением скорости (торможением или ускорением) или направления движения (поворотом, разворотом).
Проверка «слепых зон»
Проверяйте «слепые зоны» на той стороне, в которую вы намерены повернуть.
Осматривайте ваши «слепые зоны» непосредственно перед маневром, но делайте это на столько заранее, чтобы успеть применить альтернативный план действий. Если вы уже начали поворачивать, то уже слишком поздно осматриваться.
Например, всегда делайте это перед изменением скорости (торможением или ускорением) или направления движения (поворотом, разворотом).
Проверка «слепых зон»
Проверяйте «слепые зоны» на той стороне, в которую вы намерены повернуть.
Осматривайте ваши «слепые зоны» непосредственно перед маневром, но делайте это на столько заранее, чтобы успеть применить альтернативный план действий. Если вы уже начали поворачивать, то уже слишком поздно осматриваться.
Проверка "слепых зон" перед маневром часто сохраняет жизнь.
Наблюдение за дорожным покрытием.
Внимательно следите за качеством дорожного покрытия при движении вообще и перед любым маневром, в частности.
Информация от других органов чувств.
Отнеситесь к информации от других органов чувств так же внимательно, как и к тому, что вы видите. Звуки клаксона, или сирены могут предупредить вас о других участниках дорожного движения. Запахи дизеля или костра могут предупредить вас о таких опасностях, как разлив топлива или задымление, а запах битума (асфальта) - о том, что впереди идут дорожные работы.
При ускорении вперед...
Во время скоростного обгона, когда вы уверены в безопасности, относительно того, что происходит сзади, важнее направлять взгляд и внимание на то, что происходит впереди.
Используйте информацию!
Используйте СУМ, чтобы решить, каким будет следующее действие.
Если появляется новая опасность, будьте готовы повторно запустить СУМ с более ранней фазы.
Например, если изменяется состояние дороги, нужно учесть новую информацию, что будет означать "перезагрузку системы" в соответствующем пункте и последовательное изменение в остальных.
Сообщайте информацию!
Сигнальте всегда, когда это может быть полезно вам и другим участникам дорожного движения (включая пешеходов и велосипедистов).
Помните, что задача сигнала — сообщить другим о своем присутствии, а не упрекнуть их в чем-то.
Если это необходимо, подавайте предупреждающие сигналы в большом количестве: главное - эффективность.
Вы можете использовать поворотники, стоп-сигнал, подавать знаки руками, клаксоном, или вспышками передней фары.
Помните о том, что само положение мотоцикла на дороге может давать другим полезную информацию о ваших намерениях, или же, наоборот, дезориентировать их. Например, если вы планируете повернуть направо на перекрестке, то заранее переместитесь в правую полосу или правую часть полосы и т.п.
Наблюдение за дорожным покрытием.
Внимательно следите за качеством дорожного покрытия при движении вообще и перед любым маневром, в частности.
Информация от других органов чувств.
Отнеситесь к информации от других органов чувств так же внимательно, как и к тому, что вы видите. Звуки клаксона, или сирены могут предупредить вас о других участниках дорожного движения. Запахи дизеля или костра могут предупредить вас о таких опасностях, как разлив топлива или задымление, а запах битума (асфальта) - о том, что впереди идут дорожные работы.
При ускорении вперед...
Во время скоростного обгона, когда вы уверены в безопасности, относительно того, что происходит сзади, важнее направлять взгляд и внимание на то, что происходит впереди.
Используйте информацию!
Используйте СУМ, чтобы решить, каким будет следующее действие.
Если появляется новая опасность, будьте готовы повторно запустить СУМ с более ранней фазы.
Например, если изменяется состояние дороги, нужно учесть новую информацию, что будет означать "перезагрузку системы" в соответствующем пункте и последовательное изменение в остальных.
Сообщайте информацию!
Сигнальте всегда, когда это может быть полезно вам и другим участникам дорожного движения (включая пешеходов и велосипедистов).
Помните, что задача сигнала — сообщить другим о своем присутствии, а не упрекнуть их в чем-то.
Если это необходимо, подавайте предупреждающие сигналы в большом количестве: главное - эффективность.
Вы можете использовать поворотники, стоп-сигнал, подавать знаки руками, клаксоном, или вспышками передней фары.
Помните о том, что само положение мотоцикла на дороге может давать другим полезную информацию о ваших намерениях, или же, наоборот, дезориентировать их. Например, если вы планируете повернуть направо на перекрестке, то заранее переместитесь в правую полосу или правую часть полосы и т.п.
Заранее располагайтесь в полосах или в полосе так, чтобы это совпадало с логикой ваших дальнейших перемещений.
2. Положение на дороге
Располагайтесь на дороге так, чтобы вы могли безопасно и плавно реализовывать ваши планы и взаимодействовать с возникающими помехами и опасностями.
При этом учитывайте состояние дорожного покрытия и присутствие (или вероятность появления) других участников дорожного движения, включая пешеходов, велосипедистов и детей.
3. Скорость
Регулируйте скорость в соответствии с окружающими условиями и своими навыками. Учитывайте видимость, состояние дорожного покрытия, необходимые углы наклона в поворотах, действия других участников дорожного движения и возможность появления еще невидимых опасностей.
При приближении к каким-то опасным или сложным участкам трассы или опасным объктам, выберите подходящую скорость и подходящую, для данной скорости, передачу.
Планируйте все так, чтобы совершать все изменения скорости плавно и уверенно.
4. Передача
Выбирайте передачу, соответствующую скорости, на которой вы готовы проезжать опасный участок.
Последовательно переключайте передачи вниз, по мере понижения скорости.
Избегайте использовать понижение передач вместо тормозов (так называемое, "торможение двигателем") во всех случаях, кроме торможения на скользких поверхностях.
Избегайте позднего торможения и резких переключений передач.
5. Ускорение
Для того, чтобы эффективно уйти от опасности, правильно выбирайте подходящую точку для безопасного и стабильного ускорения, учитывая при этом
2. Положение на дороге
Располагайтесь на дороге так, чтобы вы могли безопасно и плавно реализовывать ваши планы и взаимодействовать с возникающими помехами и опасностями.
При этом учитывайте состояние дорожного покрытия и присутствие (или вероятность появления) других участников дорожного движения, включая пешеходов, велосипедистов и детей.
3. Скорость
Регулируйте скорость в соответствии с окружающими условиями и своими навыками. Учитывайте видимость, состояние дорожного покрытия, необходимые углы наклона в поворотах, действия других участников дорожного движения и возможность появления еще невидимых опасностей.
При приближении к каким-то опасным или сложным участкам трассы или опасным объктам, выберите подходящую скорость и подходящую, для данной скорости, передачу.
Планируйте все так, чтобы совершать все изменения скорости плавно и уверенно.
4. Передача
Выбирайте передачу, соответствующую скорости, на которой вы готовы проезжать опасный участок.
Последовательно переключайте передачи вниз, по мере понижения скорости.
Избегайте использовать понижение передач вместо тормозов (так называемое, "торможение двигателем") во всех случаях, кроме торможения на скользких поверхностях.
Избегайте позднего торможения и резких переключений передач.
5. Ускорение
Для того, чтобы эффективно уйти от опасности, правильно выбирайте подходящую точку для безопасного и стабильного ускорения, учитывая при этом
- вашу изначальную скорость и передачу,
- присутствие других участников движения,
- состояние дороги и трафика впереди.
Гибко используйте СУМ!
СУМ работает, если вы используете ее разумно, превентивно, и адаптируете ее к обстоятельствам, по мере их возникновения:
- принимайте во внимание все части СУМ при приближении к каждой опасности, но вам не обязательно нужно использовать их все в конкретной ситуации;
- постоянно получайте, используйте и сообщайте информацию, в процессе изменения ситуации и ваших планов;
- будьте готовы вернуться на более ранние фазы СУМ, при появлении новых опасных обстоятельств.
Гибко используйте СУМ!
СУМ работает, если вы используете ее разумно, превентивно, и адаптируете ее к обстоятельствам, по мере их возникновения:
- принимайте во внимание все части СУМ при приближении к каждой опасности, но вам не обязательно нужно использовать их все в конкретной ситуации;
- постоянно получайте, используйте и сообщайте информацию, в процессе изменения ситуации и ваших планов;
- будьте готовы вернуться на более ранние фазы СУМ, при появлении новых опасных обстоятельств.
ИНФОРМАЦИЯ
Получение — Обработка и планирование — Сообщение окружающим
Положение — Скорость — Передача — Ускорение
Комментарии
Отправить комментарий