Mотогонщик Барри Стивен Фрэнк Шин родился в Лондоне 11 сентября 1950 года.
Он был одним из немногих британских райдеров, чье имя стало нарицательным для широкой публики.
Независимо от того, выигрывал ли он чемпионат мира или попадал в зрелищную аварию, вел ли телевизионные шоу или рекламировал мужской дезодорант, "Базза" (это прозвище Шина) всегда мастерски привлекал к себе внимание: он был знаменит не только победами на гоночном треке, но и рентгеновскими снимками своих переломов.
Истинный кокни (он родился в Холборне, в непосредственной близости от Боу–Беллс), Шин познакомился с площадками для мототренировок почти сразу после того, как научился ходить: его отец Фрэнк и дядя Артур были талантливыми гонщиками-любителями.
Как только Фрэнк узнал, что у него родился сын, он позвонил другу и сообщил, что «только что родился победитель гонок TT на острове Мэн 1970 года».
К пяти годам Барри уже разъезжал на мини-байке, построенном с нуля его отцом, который работал техником в близлежащем Королевском колледже хирургов.
Будучи невероятно одаренным от природы, он быстро освоил этот и последующие аппараты и в возрасте 17 лет, разумеется, перешел в мотогонки.
На первой в жизни гонке в Брэндс-Хэтч в Кенте Шин попал в аварию, после того как его 125-кубовый Bultaco заклинило.
Не моргнув и глазом, он через несколько минут запрыгнул на 250-кубовый Bultaco и занял третье место.
Неделю спустя он одержал свою первую победу.
На 1969 год Франко и сын запланировали целый гоночный сезон.
И уже в те ранние годы юный Шин хорошо осознавал силу публичности.
Он уже щеголял в шлеме с лого "Дональд Дак" (который стал впоследствии знаменитым благодаря Шину), именно потому, что это привлекало к нему внимание.
Будучи неопытным новичком, он закончил сезон на втором месте в британском чемпионате 125cc.
Год спустя он выиграл тот же титул, заняв третье место уже в серии 250cc.
В 1970 году Шин услышал, что двухцилиндровый 125-кубовый Suzuki, принадлежавший Стюарту Грэхему, выставлен на продажу, и занял 2000 фунтов стерлингов, чтобы заполучить его себе в «конюшню».
И хотя это была колоссальная цена для мотоцикла шестилетней давности, такая покупка укрепила репутацию Шинов в международном мотосообществе.
В одиночном заезде на гран-при Испании он почти обыграл местного героя Анхеля Ньето - 13-кратного чемпиона мира!
Участвуя на том же мотоцикле в полноценном сезоне чемпионата мира в 1971 году, Шин одержал свою первую победу в гран-при на трассе Спа-Франкоршам в бельгийских Арденнах.
Еще две победы позволили ему возглавить чемпионат и выйти в финальный раунд в Хараме.
Но к финалу Шин подошел не в лучшей форме: за неделю до, он сломал ребро в аварии в Мэллори-парке в Лестершире.
Поэтому он снова проиграл, а Ньето выиграл гонку и чемпионат.
В том же году Шин каким-то образом уместил свое долговязое тело на крошечный 50-кубовый Kriedler и выиграл в этом классе.
И хотя стать вторым на Чемпионате мира - это очень неплохо, Шин знал, что особого внимания на родине он к себе этим не привлечет.
Как он высказался впоследствии о том времени: «в те дни мотоспорт еще не был в моде и в центре внимания ежедневных газет».
И именно Шин, практически в одиночку, очень скоро смог это изменить.
После провального и чреватого травмами сезона с Yamaha, Шин на 1973 год подписал контракт с Suzuki.
В то время на японском заводе не было машин, способных серьезно конкурировать в классах гран-при, но у них была «ракета» со скоростью 180 миль в час для мировой серии Formula 750.
Годом ранее GT750, получивший название "flexi-flier", значительно улучшил управляемость из-за своего маленького шасси.
И хотя Шин всегда утверждал, что получил неудачную версию шасси, он закончил сезон чемпионом мира в классе F750.
Он также был признан Человеком года читателями Motorcycle News.
На волне успеха Шин получил предложение выступать, в качестве действующего чемпионам мира в классе 500 куб.см на MV Agusta.
Но Шин знал то, чего многие не знали: Suzuki разрабатывала новую четырехцилиндровую двухтактную машину для класса blue riband grand prix.
RG500 "square four" дебютировал на Гран-при Франции в 1974 году, заняв многообещающее второе место.
Однако плохая управляемость мотоцикла, аварии и гремлины привели к тому, что Шин занял только шестое место в зачете гран-при 500 куб.см.
На тот момент успех Шина, его энергичная натура и дерзкая внешность уже привлекли к нему внимание более широкой аудитории.
Дэвид Бейли сфотографировал его для журнала Vogue, а в марте 1975 года он должен был сниматься в часовом телевизионном документальном фильме.
Идея состояла в том, чтобы с высоты птичьего полета увидеть гонку по ужасающей флоридской трассе Daytona Speedway bowl.
Однако фильма зрители так и не дождались: во время тренировки задняя шина 750-кубового Suzuki взорвалась на скорости 180 миль в час.
Телезрители увидели лишь долю секунды из того, что последовало дальше, потому что в камере закончилась пленка.
Но Мик Грант, один из главных британских соперников Шина, видел все: «Это было ужасно... и продолжалось, кажется, бесконечно: было впечатление, что он просто катился и катился на протяжении многих миль.
Когда я навестил его в больнице, он был в тяжелом состоянии, но настроен решительно и, ко всеобщему удивлению, очень скоро оправился.»
Всего несколько недель спустя Шин почти восстановил темп, гоняясь за Грантом по гоночной трассе Кэдвелл-Парк в Линкольншире.
При всем своем экранном обаянии и легионах преданных поклонников, Барри Шин был очень жестким бизнесменом и прекрасным переговорщиком.
Ни один британский гонщик ни до, ни после него не заключал более выгодных сделок с промоутерами гонок, заводскими командами и спонсорами.
В семидесятые годы многие ведущие гонщики на 750 куб.см попадали в аварии.
Большинство из них кануло в безвестность, но Шин знал, как извлечь максимальную пользу даже из своих травм.
В то время вы не смогли бы включить телевизор или взять в руки газету, без того, чтобы не увидеть жизнерадостной улыбки Баззы или его израненных ног!
Однако травмы, хотя и хорошо продвигали Шина в СМИ, затормозили его гоночную карьеру: двух гран-при, которые он выиграл в конце сезона, хватило только на шестое место в чемпионате мира.
Тем не менее, он оставался идеальным гонщиком для заводской разработки: ярким, смелым, обладающим интуитивным чувством гоночного мотоцикла (хотя его откровенность и прямота иногда плохо сочеталась с формальностями японской заводской команды).
К 1976 году RG500 стал лучшей машиной в своем классе, и Шин вернулся к пику своей формы.
Пять побед на гран-при принесли ему первый титул чемпиона мира, а Suzuki - первое место в классе, со 136 очками против всего лишь 55, у занявшей второе место Yamaha.
Год спустя он почувствовал себя еще более уверенно, отчасти благодаря «Брют 33» Фаберже, который он рекламировал по телевидению вместе с Генри Купером.
Даже на Suzuki был спонсорский логотип Fabergé (и «счастливый номер 7»).
Одержав шесть побед, он выиграл чемпионат «играючи», даже пропустив несколько гонок.
Однако уже в 1978 году он потерял титул.
Это произошло благодаря сочетанию четырехцилиндрового двигателя Yamaha (ничуть не уступающего Suzuki) и нового поколения гонщиков.
Американец Кенни Робертс привнес в мотогонки новый уровень жесткого перфекционизма, с небольшим отрывом обыграв Шина в 1978 году, и довольно уверенно в последующие два года.
Особенно болезненной стала для Барри потеря первенства
в гран-при Великобритании.
Ближе всего он подошел к победе в Сильверстоуне в 1979 году, но, после драматичной борьбы со своим «заклятым врагом», проиграл Робертсу меньше чем на колесо.
(Борьба шла практически на равных.
И хотя мотоцикл Робертса выигрывал на прямиках, у Шина были все шансы на победу в последнем круге. Однако ему помешал круговой.
В какой-то момент Шин обогнал Робертса и показал ему два пальца, намекая то ли на то, что теперь тот «номер два», то ли на то, что теперь победа касается только их двоих.
Этот момент попал в объективы камеры и вошел в классику «Moto GP - эпизодов", и как бы то ни было, он показывает какое удовольствие и драйв доставляло это соперничество Баззи!
После трех поражений Шин потерял контракт с Suzuki, и возглавил собственную частную команду.
Хотя он и продолжал выигрывать гран-при и гордо нёс флаг Великобритании, доминирование Шина закончилось.
Его последняя победа в гран-при была одержана в 1981 году.
Но его пребывание в центре внимания мотосообщества и светской публики не прекращалось никогда!
В 1978 году он удостоился двойного отличия: был назначен MBE за заслуги в мотоциклетном спорте и снялся в сериале "Это твоя жизнь".
Позже он использовал свой кокни-стёб в качестве соведущего телевизионного шоу Just Amazing.
В 1982 году Шин снова опубликовал свои рентгеновские снимки на первых полосах газет, когда столкнулся с Патриком Игоа на 250 куб.см на скорости более 100 миль в час во время неофициальной тренировки в Сильверстоуне, раздробив обе ноги и сломав руку.
Менее разрекламированным было шестизначное вознаграждение от владельцев трека, которые всегда были рады принять у себя Шина.
Шин окончательно повесил в шкаф свой гоночный комбез в 1984 году.
Три года спустя он переехал со своей семьей в Австралию, надеясь, что более теплый климат благотворно скажется на его травмах.
Долгое время он был постоянным комментатором телевизионных программ по автоспорту в Австралии и время от времени тренировал начинающих мотогонщиков.
Когда Шину диагностировали рак пищевода и желудка, он отреагировал со свойственной ему выдержкой: вернулся в Великобританию, чтобы участвовать в гонках на классическом "Нортоне" в Гудвуде.
"Я теперь такой легкий, что должен летать" — шутил он в то время.
Шин заявил, что «не будет убивать свое тело химиотерапией» и попробует лечиться более естественными средствами.
Великий гонщик умер в Голд-Косте, Квинсленд, 10 марта 2003 года.
Барри Шин вдохновлял и вдохновляет уже несколько поколений мотогонщиков.
Великий Валентино Росси неоднократно проявлял уважение к его памяти.
Интересные факты.
Шин не любил и критиковал гонки ТТ на острове Мэн.
В 1971 году он принял участие в этих гонках, и его единственный заезд на острове закончился аварией на Квотербридже.
Утверждения о том, что такому безбашенному райдеру «не хватило смелости на ТТ», бессмысленны.
Достаточно вспомнить, что именно он поставил рекорд скорости своего времени для гонок гран-при в Спа-Франкоршам в 1977 году: 137,15 миль в час!
Так же интересна легенда маркетологов Дайнеза о том, что знаменитая защита спины, на создание которой вдохновил специалистов панцирь лобстера, разрабатывалась в непосредственном контакте с Барри Шином, и именно благодаря этому революционному, для своего времени, изделию, знаменитый мотогонщик смог сохранить свой позвоночник, не смотря на многочисленные гоночные инциденты.
Будучи заядлым курильщиком, Шин просверлил отверстие в подбородочной части мотошлема, чтобы можно было курить на стартовой решетке.
Комментарии
Отправить комментарий