Барри Шин - икона мотоспорта

Mотогонщик Барри Стивен Фрэнк Шин родился в Лондоне 11 сентября 1950 года.

Он был одним из немногих британских райдеров, чье имя стало нарицательным для широкой публики.
Независимо от того, выигрывал ли он чемпионат мира или попадал в зрелищную аварию, вел ли телевизионные шоу или рекламировал мужской дезодорант, "Базза" (это прозвище Шина) всегда мастерски привлекал к себе внимание: он был знаменит не только победами на гоночном треке, но и рентгеновскими снимками своих переломов.

3:06
https://www.youtube.com/watch?v=zIk-2Mi-izs

Истинный кокни (он родился в Холборне, в непосредственной близости от Боу–Беллс), Шин познакомился с площадками для мототренировок почти сразу после того, как научился ходить: его отец Фрэнк и дядя Артур были талантливыми гонщиками-любителями.
Как только Фрэнк узнал, что у него родился сын, он позвонил другу и сообщил, что «только что родился победитель гонок TT на острове Мэн 1970 года».

К пяти годам Барри уже разъезжал на мини-байке, построенном с нуля его отцом, который работал техником в близлежащем Королевском колледже хирургов.
Будучи невероятно одаренным от природы, он быстро освоил этот и последующие аппараты и в возрасте 17 лет, разумеется, перешел в мотогонки.

На первой в жизни гонке в Брэндс-Хэтч в Кенте Шин попал в аварию, после того как его 125-кубовый Bultaco заклинило.
Не моргнув и глазом, он через несколько минут запрыгнул на 250-кубовый Bultaco и занял третье место.
Неделю спустя он одержал свою первую победу.

На 1969 год Франко и сын запланировали целый гоночный сезон.
И уже в те ранние годы юный Шин хорошо осознавал силу публичности.
Он уже щеголял в шлеме с лого "Дональд Дак" (который стал впоследствии знаменитым благодаря Шину), именно потому, что это привлекало к нему внимание.

Barry Sheene - икона мотоспорта., изображение №2

Будучи неопытным новичком, он закончил сезон на втором месте в британском чемпионате 125cc.
Год спустя он выиграл тот же титул, заняв третье место уже в серии 250cc.

В 1970 году Шин услышал, что двухцилиндровый 125-кубовый Suzuki, принадлежавший Стюарту Грэхему, выставлен на продажу, и занял 2000 фунтов стерлингов, чтобы заполучить его себе в «конюшню».
И хотя это была колоссальная цена для мотоцикла шестилетней давности, такая покупка укрепила репутацию Шинов в международном мотосообществе.

В одиночном заезде на гран-при Испании он почти обыграл местного героя Анхеля Ньето - 13-кратного чемпиона мира!

Участвуя на том же мотоцикле в полноценном сезоне чемпионата мира в 1971 году, Шин одержал свою первую победу в гран-при на трассе Спа-Франкоршам в бельгийских Арденнах.
Еще две победы позволили ему возглавить чемпионат и выйти в финальный раунд в Хараме.
Но к финалу Шин подошел не в лучшей форме: за неделю до, он сломал ребро в аварии в Мэллори-парке в Лестершире.
Поэтому он снова проиграл, а Ньето выиграл гонку и чемпионат.

В том же году Шин каким-то образом уместил свое долговязое тело на крошечный 50-кубовый Kriedler и выиграл в этом классе.

И хотя стать вторым на Чемпионате мира - это очень неплохо, Шин знал, что особого внимания на родине он к себе этим не привлечет.
Как он высказался впоследствии о том времени: «в те дни мотоспорт еще не был в моде и в центре внимания ежедневных газет».
И именно Шин, практически в одиночку, очень скоро смог это изменить.

После провального и чреватого травмами сезона с Yamaha, Шин на 1973 год подписал контракт с Suzuki.
В то время на японском заводе не было машин, способных серьезно конкурировать в классах гран-при, но у них была «ракета» со скоростью 180 миль в час для мировой серии Formula 750.
Годом ранее GT750, получивший название "flexi-flier", значительно улучшил управляемость из-за своего маленького шасси.
И хотя Шин всегда утверждал, что получил неудачную версию шасси, он закончил сезон чемпионом мира в классе F750.
Он также был признан Человеком года читателями Motorcycle News.

Barry Sheene - икона мотоспорта., изображение №3

На волне успеха Шин получил предложение выступать, в качестве действующего чемпионам мира в классе 500 куб.см на MV Agusta.
Но Шин знал то, чего многие не знали: Suzuki разрабатывала новую четырехцилиндровую двухтактную машину для класса blue riband grand prix.

RG500 "square four" дебютировал на Гран-при Франции в 1974 году, заняв многообещающее второе место.
Однако плохая управляемость мотоцикла, аварии и гремлины привели к тому, что Шин занял только шестое место в зачете гран-при 500 куб.см.

На тот момент успех Шина, его энергичная натура и дерзкая внешность уже привлекли к нему внимание более широкой аудитории.

Дэвид Бейли сфотографировал его для журнала Vogue, а в марте 1975 года он должен был сниматься в часовом телевизионном документальном фильме.
Идея состояла в том, чтобы с высоты птичьего полета увидеть гонку по ужасающей флоридской трассе Daytona Speedway bowl.
Однако фильма зрители так и не дождались: во время тренировки задняя шина 750-кубового Suzuki взорвалась на скорости 180 миль в час.

Телезрители увидели лишь долю секунды из того, что последовало дальше, потому что в камере закончилась пленка.
Но Мик Грант, один из главных британских соперников Шина, видел все: «Это было ужасно... и продолжалось, кажется, бесконечно: было впечатление, что он просто катился и катился на протяжении многих миль.
Когда я навестил его в больнице, он был в тяжелом состоянии, но настроен решительно и, ко всеобщему удивлению, очень скоро оправился.»

Всего несколько недель спустя Шин почти восстановил темп, гоняясь за Грантом по гоночной трассе Кэдвелл-Парк в Линкольншире.

При всем своем экранном обаянии и легионах преданных поклонников, Барри Шин был очень жестким бизнесменом и прекрасным переговорщиком.
Ни один британский гонщик ни до, ни после него не заключал более выгодных сделок с промоутерами гонок, заводскими командами и спонсорами.

В семидесятые годы многие ведущие гонщики на 750 куб.см попадали в аварии.
Большинство из них кануло в безвестность, но Шин знал, как извлечь максимальную пользу даже из своих травм.
В то время вы не смогли бы включить телевизор или взять в руки газету, без того, чтобы не увидеть жизнерадостной улыбки Баззы или его израненных ног!

Однако травмы, хотя и хорошо продвигали Шина в СМИ, затормозили его гоночную карьеру: двух гран-при, которые он выиграл в конце сезона, хватило только на шестое место в чемпионате мира.
Тем не менее, он оставался идеальным гонщиком для заводской разработки: ярким, смелым, обладающим интуитивным чувством гоночного мотоцикла (хотя его откровенность и прямота иногда плохо сочеталась с формальностями японской заводской команды).

К 1976 году RG500 стал лучшей машиной в своем классе, и Шин вернулся к пику своей формы.

Barry Sheene - икона мотоспорта., изображение №4

Пять побед на гран-при принесли ему первый титул чемпиона мира, а Suzuki - первое место в классе, со 136 очками против всего лишь 55, у занявшей второе место Yamaha.

Год спустя он почувствовал себя еще более уверенно, отчасти благодаря «Брют 33» Фаберже, который он рекламировал по телевидению вместе с Генри Купером.
Даже на Suzuki был спонсорский логотип Fabergé (и «счастливый номер 7»).

Знаменитый «шлем Фаберже» Барри Шина
Знаменитый «шлем Фаберже» Барри Шина

Одержав шесть побед, он выиграл чемпионат «играючи», даже пропустив несколько гонок.

Однако уже в 1978 году он потерял титул.
Это произошло благодаря сочетанию четырехцилиндрового двигателя Yamaha (ничуть не уступающего Suzuki) и нового поколения гонщиков.

Американец Кенни Робертс привнес в мотогонки новый уровень жесткого перфекционизма, с небольшим отрывом обыграв Шина в 1978 году, и довольно уверенно в последующие два года.

Особенно болезненной стала для Барри потеря первенства
в гран-при Великобритании.
Ближе всего он подошел к победе в Сильверстоуне в 1979 году, но, после драматичной борьбы со своим «заклятым врагом», проиграл Робертсу меньше чем на колесо.

(Борьба шла практически на равных.
И хотя мотоцикл Робертса выигрывал на прямиках, у Шина были все шансы на победу в последнем круге. Однако ему помешал круговой.

В какой-то момент Шин обогнал Робертса и показал ему два пальца, намекая то ли на то, что теперь тот «номер два», то ли на то, что теперь победа касается только их двоих.
Этот момент попал в объективы камеры и вошел в классику «Moto GP - эпизодов", и как бы то ни было, он показывает какое удовольствие и драйв доставляло это соперничество Баззи!

0:36
https://www.youtube.com/watch?v=AsfigMgRTJY

После трех поражений Шин потерял контракт с Suzuki, и возглавил собственную частную команду.
Хотя он и продолжал выигрывать гран-при и гордо нёс флаг Великобритании, доминирование Шина закончилось.
Его последняя победа в гран-при была одержана в 1981 году.

Но его пребывание в центре внимания мотосообщества и светской публики не прекращалось никогда!

В 1978 году он удостоился двойного отличия: был назначен MBE за заслуги в мотоциклетном спорте и снялся в сериале "Это твоя жизнь".
Позже он использовал свой кокни-стёб в качестве соведущего телевизионного шоу Just Amazing.

В 1982 году Шин снова опубликовал свои рентгеновские снимки на первых полосах газет, когда столкнулся с Патриком Игоа на 250 куб.см на скорости более 100 миль в час во время неофициальной тренировки в Сильверстоуне, раздробив обе ноги и сломав руку.
Менее разрекламированным было шестизначное вознаграждение от владельцев трека, которые всегда были рады принять у себя Шина.

Шин окончательно повесил в шкаф свой гоночный комбез в 1984 году.
Три года спустя он переехал со своей семьей в Австралию, надеясь, что более теплый климат благотворно скажется на его травмах.

Долгое время он был постоянным комментатором телевизионных программ по автоспорту в Австралии и время от времени тренировал начинающих мотогонщиков.

Barry Sheene - икона мотоспорта., изображение №6

Когда Шину диагностировали рак пищевода и желудка, он отреагировал со свойственной ему выдержкой: вернулся в Великобританию, чтобы участвовать в гонках на классическом "Нортоне" в Гудвуде.
"Я теперь такой легкий, что должен летать" — шутил он в то время.

Шин заявил, что «не будет убивать свое тело химиотерапией» и попробует лечиться более естественными средствами.
Великий гонщик умер в Голд-Косте, Квинсленд, 10 марта 2003 года.

Барри Шин вдохновлял и вдохновляет уже несколько поколений мотогонщиков.
Великий Валентино Росси неоднократно проявлял уважение к его памяти.

1:40
https://www.youtube.com/watch?v=2f-brZ3svK0

Интересные факты.

Шин не любил и критиковал гонки ТТ на острове Мэн.
В 1971 году он принял участие в этих гонках, и его единственный заезд на острове закончился аварией на Квотербридже.

Barry Sheene - икона мотоспорта., изображение №7

Утверждения о том, что такому безбашенному райдеру «не хватило смелости на ТТ», бессмысленны.
Достаточно вспомнить, что именно он поставил рекорд скорости своего времени для гонок гран-при в Спа-Франкоршам в 1977 году: 137,15 миль в час!

Так же интересна легенда маркетологов Дайнеза о том, что знаменитая защита спины, на создание которой вдохновил специалистов панцирь лобстера, разрабатывалась в непосредственном контакте с Барри Шином, и именно благодаря этому революционному, для своего времени, изделию, знаменитый мотогонщик смог сохранить свой позвоночник, не смотря на многочисленные гоночные инциденты.

Barry Sheene - икона мотоспорта., изображение №8

Будучи заядлым курильщиком, Шин просверлил отверстие в подбородочной части мотошлема, чтобы можно было курить на стартовой решетке.

Знаменитый «шлем для курения» Барри Шина
Знаменитый «шлем для курения» Барри Шина

Комментарии