Контрруление на мотоцикле: что это, зачем и как работает?

Контрруление (countersteering) - ЕДИНСТВЕННЫЙ способ, с помощью которого мы можем повернуть мотоцикл в нужном нам направлении на скорости от 15 км/ч и выше.

Суть его проста:

- для того, чтобы мотоцикл повернул налево, необходимо толкать от себя левую рукоятку;

- для того, чтобы мотоцикл повернул направо, необходимо толкать от себя правую рукоятку.

Парадокс заключается в том, что переднее колесо мотоцикла, в первый момент, поворачивает в противоположенную сторону. То есть контрруление можно описать еще и так:

- для того, чтобы мотоцикл повернул налево, необходимо повернуть переднее колесо направо;

- для того, чтобы мотоцикл повернул направо, необходимо повернуть переднее колесо налево.

Любой человек, который умеет ездить на велосипеде использует контрруление. И все мотоциклисты его используют. Потому что это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ повернуть двухколесное, движущееся с большой скоростью. Однако не все используют контрруление сознательно и контролируемо.

Более того, в ситуации паники даже опытные райдеры могут о нем забыть и начать действовать прямолинейно и ошибочно.

Предлагаю вашему вниманию великолепный ролик, в котором как нельзя лучше продемонстрировано ошибочное руление, вызванное паникой (перевод сопроводительного текста - ниже).

Перевод текста из ролика: 

" Последствия непонимания контрруления. 

Кто-то может попытаться объяснить это ДТП фиксацией взгляда: мол, ваш мотоцикл едет туда, куда вы смотрите. 

В принципе, это правомерное заявление. Но здесь причина была не в этом.

Конкретно этот инцидент произошел из-за того, что райдер неправильно рулил: то есть поворачивал руль не в ту сторону, в которую нужно.

Этот мотоциклист не понимал принцип контрруления.

Если, будучи на скорости, вы повернете руль направо, мотоцикл поедет налево, а поворачивая руль налево, вы двигаетесь направо.

Почему?

Потому что когда вы рулите (поворачиваете руль) в любом направлении, вы направляете переднее колесо в сторону от центра массы мотоцикла, и он (центр масс) наклоняется таким образом в противоположенную повороту руля сторону.

Это означает, что если вы рулите (поворачиваете руль) налево — мотоцикл наклоняется направо, и наоборот. А все мы знаем, что мот поворачивает в ту сторону, в которую он наклонен.

Конкретно в этом случае, мотоцикл изначально был уже наклонен вправо (поскольку был в правом повороте), руление передним колесом направо переместило в обратную сторону центр масс, и поэтому мотоцикл поднялся в вертикальное положение и распрямил свою траекторию из дуги поворота.

Посмотрите видео в замедлении, и вы увидите: когда мотоциклист увидел грузовик, он резко повернул руль направо, что заставило байк распрямиться и поехать налево.

Удивленный этим, мотоциклист, на мгновение, ослабил давление на руль, и это вернуло байк на изначальную траекторию.

Потом, в панике, мотоциклист опять дергает руль вправо, перестает и опять, и делает так еще три раза, каждый раз продвигаясь все ближе и ближе к траектории движения грузовика.

На видео отчетливо видно, как резкое виляние направляет байк на встречную полосу. Каждый рывок рулем направо передвигает мотоцикл влево.

Это явление называется контррулением.

Если бы пилот повернул руль налево, он бы переместился направо и увернулся бы от опасности.

Практически изучите контрруление на своем мотоцикле. И лучше сделайте это заранее: еще до того, как начнете попадать в сложные ситуации.

Запомните! На скорости, поворот руля влево заставляет байк двигаться вправо, а поворот руля вправо перемещает байк влево.

Понимание контрруления может спасти вашу жизнь!"

И еще раз: контрруление - это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ повернуть мотоцикл, движущийся с большой скоростью.

Посмотрите, пожалуйста, еще один ролик с мотоаварией.

Казалось бы, девушка делала "все как учили в мотошколе": смотрела в сторону поворота, наклонилась в сторону поворота, снизила скорость (с 220 до 100 км/ч). Но все это ей не  помогло повернуть, т.к. не было использовано контрруление такой силы и степени, которое было необходимо для этого радиуса и этой скорости. 

Также обратите внимание на то, что мотоцикл после первого удара об отбойник не потерял равновесие и не прекратил движение даже без седока. Это еще раз подтверждает тот факт, что на высокой скорости исправный мотоцикл становится очень устойчивой самостабилизирующейся системой, и для того чтобы вывести его из равновесия и наклонить в поворот необходимо весьма интенсивное контрруление.

Надеюсь, что теперь, если вы услышите такие "рецепты поворотов" как:

- поворачивать телом/наклоном/свесом;

- поворачивать давлением на подножки;

- поворачивать бедрами/плечами/головой/взглядом...,

вы вспомните эту статью, эти ролики и КОНТРРУЛЕНИЕ!

Комментарии